Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблемы педагогического общения в дошкольном образовательном учреждении

Особенности педагогического общения в дошкольном образовательном заведении

Определение 1

Педагогическое общение – это профессиональное взаимодействие педагога с учащимися, ориентированное на построение системы отношений с ними и руководство их образовательной деятельностью.

Педагогическое общение является условием эффективной реализации учебно-воспитательного процесса в образовательном заведении.

Оно имеет свои особенности на каждом уровне образования и зависит от уровня профессионального и общего развития педагога, его профессиональной компетенции и культуры общения.

Педагогическое общение, реализуемое в ДОУ, имеет свои специфические черты:

  1. Специально организованный характер общения. Общение направлено на реализацию педагогом своих профессиональных функций. Оно реализуется на занятиях в ДОУ и в иных видах деятельности.
  2. Функциональная роль педагогического общения в ДОУ сводится к созданию благоприятного психологического микроклимата в образовательном заведении.
  3. Ориентация на оптимизацию учебной и воспитательной деятельности ДОУ.
  4. Специальные формы общения, обусловленные спецификой возрастного развития детей дошкольного возраста.
  5. Установление эмоционального контакта с детьми, посредством избранного стиля общения.

Сложности выстраивания оптимальной системы педагогического общения в ДОУ

Построение педагогом ДОУ системы взаимодействия с детьми является важным направлением его деятельности. От нее, во многом, зависит успех реализации образовательной деятельности, создания благоприятной атмосферы в детском коллективе и развивающего пространства.

Дети дошкольного возраста требуют применения особых форм и методов организации общения с ними. К ним необходимо проявлять уважение и чуткость, учитывать их возрастные особенности восприятия информации, а также форм ее подачи. В этой связи у педагогов ДОУ возникают сложности в построении эффективной и оптимальной системы педагогического общения с дошкольниками разных возрастных групп. Основными из них являются следующие:

  1. Необходимость непрерывного самоконтроля. Педагогу требуется соблюдать спокойствие и доброжелательность. Ребенок чувствует настрой взрослого и его настроение. Раздражительность, повышенная эмоциональность, страхи, напряжение педагога передается детям и отрицательно воздействует на их нервную систему, приводит к развитию неадекватного поведения – отрицательная энергия требует выплеска.
  2. Рациональное использование запретов. Необходимо найти оптимальное соотношение допустимого и недопустимого для дошкольников конкретной возрастной групп. Требуется найти баланс между запретами и вседозволенность. Нельзя постоянно все запрещать. Это не способствует развитию ребенка, формированию у него основ самостоятельной деятельности. Вседозволенность, также, вредна. Она не способствует формированию дисциплины поведения, необходимой для дальнейшей жизнедеятельности ребенка. Этот баланс найти достаточно сложно и не всегда получается.
  3. Учет работоспособности каждого ребенка при организации разных видов деятельности. требуется знание нервной системы отдельного ребенка, его потенциальных возможностей, с целью предъявления к нему и его деятельности конкретных требований, выстраивания оптимальной системы общения, нахождения контакта с ребенком.
  4. Демонстрация собственного примера культурного общения. педагогу необходимо показать детям, как надо выражать свои мысли и чувства, проявлять эмоции. Для этого, необходимо контролировать себя и свои эмоциональные всплески. А это не всегда просто.
  5. Приоритет похвалы ребенка. Важно, хвалить детей за достижения и не ругать за неудачи. Однако, эмоции педагога, стиль его общения с детьми не всегда позволяет соблюдать данные требования.
  6. Обращение к каждому ребенку, а не ко всему коллективу. Это требуется в случае увлечения ребенком каким-то занятием. Педагогу необходимо убедиться, что информация была воспринята им. Иначе она не будет усвоена.
  7. Понятность требований, выдвигаемых педагогом. Зачастую, воспитатели требуют от детей «невероятного» – так кажется детям. Это происходит в силу того, что требование выдвигается в неясной, нечеткой форме, не соответствует возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников.
  8. Нетребовательность педагога. Педагог должен сразу показать свою позицию и роль: он требует – дети выполняют. При этом, естественно, требования должны быть обоснованными, целесообразными и рациональными. Также, они должны неукоснительно выполняться. Педагог должен доводить выполнение требований до конца. Иначе, установить рациональное взаимодействие с дошкольниками не удастся. Они будут проявлять упрямство, бунтовать.
«Проблемы педагогического общения в дошкольном образовательном учреждении» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Совершенствование культуры педагогического общения в ДОУ

Культура педагогического общения – это способность педагога к установлению оптимального взаимодействия с учащимися, их восприятия, понимания и совершение адекватной ответной реакции на деятельность учащихся.

Культура педагогического общения основывается на педагогической этике. Она включает в себя нормы поведения всех участников образовательной деятельности, основанные на нравственных принципах и этических началах деятельности.

Культура педагогического общения выступает залогом эффективной деятельности дошкольной образовательной организации. Она отражает умения педагогов ДОУ:

  1. Разрешать трудности, возникающие в общении с детьми разных возрастных групп;
  2. Выбирать варианты действий в той или иной ситуации общения, неожиданных ситуациях в соответствии с нормами педагогической этики и собственными ценностными ориентирами;
  3. Прогнозировать возникновение трудностей педагогического общения в планируемых ситуациях обучения и воспитания;
  4. Соблюдать рациональную дистанцию между собой и детьми;
  5. Принимать скорые и обоснованные решения;
  6. Выстраивать продуктивное речевое взаимодействие;
  7. Регулировать отношения между детьми.

Культура педагогического общения требует постоянного развития и совершенствования. Для этого педагоги ДОУ должны проходить постоянное обучение, ориентированное на повышение их квалификации.

Система обучения включает следующие направления, ориентированные на совершенствование культуры педагогического общения:

  • Культура устной и письменной речи педагога ДОУ.
  • Основы педагогического взаимодействия в ДОУ.
  • Коммуникативное развитие педагога ДОУ.
  • Компетенции в области речевого развития дошкольников.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 14.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot