Понятие и виды педагогического исследования ребенка
Педагогическое исследование – это специально организованный процесс, направленный на изучение педагогических явлений, с целью получения научной информации, оформленной в виде конкретного результата.
Педагогическое исследование устанавливает закономерности взаимосвязей и отношений научных теорий, направленных на построение и совершенствование воспитательно-образовательного процесса.
Методология педагогики на технологическом уровне представлена методикой и техникой организации педагогического исследования. Данный уровень находится в тесной взаимосвязи со всеми предыдущими, так как он оказывает большое влияние на организацию педагогического процесса.
Педагогическое исследование ребенка – это организованный педагогом процесс, направленный на получение актуальных знаний о закономерностях воспитания и обучения ребенка.
Посредством педагогического исследования ребенка объясняются и предсказываются факты и явления становления и развития личности.
Выделяют следующие виды педагогических исследований, согласно их направлениям:
- Фундаментальные педагогические исследования. Результат данных исследований представлен в виде обобщенных концепций теоретических и практических достижений в области педагогики. На основании данных результатов предлагаются модели развития педагогических систем в виде прогностических моделей.
- Прикладные исследования. Данный вид исследований направлен на изучение отдельных сторон воспитательно-образовательного процесса, его закономерностей развития.
- Разработки. Разрабатываются и предлагаются конкретные научно-практические рекомендации, которые учитывают известные теоретические положения в области педагогики.
Компоненты педагогического исследования:
- Методологические параметры педагогического исследования: тема, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, положения.
- Критерии педагогического исследования: актуальность, теоретическая и практическая значимость, новизна, степень разработанности и изученности.
- Программа педагогического исследования: методологический и процедурный разделы.
Этапы педагогического исследования ребенка:
- Эмпирический этап: разработка методологического аппарата исследования.
- Гипотетический этап: разрешение противоречий, заключающихся в фактическом представлении об объекте исследования и необходимостью понять его сущность.
- Теоретический этап: направлен на преодоление противоречий между гипотетическими и функциональными представлениями об объекте исследования.
- Прогностический этап: направлен на разрешение, выявленных на предыдущих этапах, противоречий и разработке представлений о его дальнейшем развитии.
Методы педагогического исследования ребенка
Теоретические методы исследования – это методы изучения и анализа педагогической литературы по проблеме исследования.
В процессе изучения литературы, можно установить: какие стороны и проблемы исследования изучены хорошо, а какие недостаточно, по каким вопросам до сих пор ведутся споры и дискуссии, актуальные вопросы по теме исследования и т.д.
Теоретические методы педагогического исследования включают в себя следующие средства работы с литературой:
- Составление библиографии: предполагает составление списка источников, которые будут использованы в процессе исследования (монографии, статьи из журналов, труды отечественных и зарубежных авторов и т.д.).
- Реферирование: сжатое изложение источников с выражением собственной точки зрения на мнение автора.
- Конспектирование: тезисное выделение основных идей и положений.
- Аннотирование: краткая запись сути содержания книги.
- Цитирование: дословная запись выражений, цифровых данных и т.д.
Практические методы исследования – заключается в осуществлении непосредственной работы с объектом исследования.
Выделяют следующие практические методы исследования:
- Наблюдение – процесс получения информации об объекте исследования в его привычной и естественной среде, без какого-либо давления. Во время наблюдения ведутся записи (протоколы), в которых записываются особенности поведения, общения и т.д. Различают включенное и скрытое наблюдение.
- Эксперимент – специально организованная педагогом проверка, посредством использования различных методов и приемов работы. Педагогический эксперимент направлен на исследование причинно-следственных связей в педагогических явлениях.
- Опрос – метод исследования, основанный на получении ответов со стороны объектов исследования на заранее составленный список вопросов. Вопросы подбираются педагогом исходя из того, что именно ему необходимо выяснить и исследовать, то есть исходя из темы и цели педагогического исследования. Различают такие виды опроса как сплошной, индивидуальный, очный, заочный, гласный и анонимный.
- Анкетирование – массовый метод педагогического исследования, предполагающий ответ участников исследования на заранее составленный список вопросов. Различают письменные и устные анкеты. Вопросы анкеты могут быть открытыми и закрытыми.
- Изучение продуктов деятельности ребенка. Метод, который заключается в изучении и анализе различных работ ребенка (рисунков, письменных работ и т.п.).
- Изучение документации учебного заведения. Метод, заключающийся в изучении методической и педагогической документации (личные дела детей, протоколы собраний, классные журналы и т.п.).
Математические методы исследования – осуществление количественного и качественного анализа полученных результатов, представление его в виде наглядностей (графики, таблицы, диаграммы и т.д.).
Выделяют следующие виды математических методов исследования:
- Регистрация – направлена на выявление наличия определенного качества у каждого из членов исследуемой группы.
- Ранжирование (или метод ранговой оценки) – расположение полученных данных в определенной последовательности.
- Шкалирование – представление полученных результатов в виде цифровых показателей.
Статистические методы исследования – это определение средних величин полученных результатов. Представляют в виде среднего арифметического, медианы, дисперсии.
Для проведения данных подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.