Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогическое исследование ребенка

Понятие и виды педагогического исследования ребенка

Определение 1

Педагогическое исследование – это специально организованный процесс, направленный на изучение педагогических явлений, с целью получения научной информации, оформленной в виде конкретного результата.

Педагогическое исследование устанавливает закономерности взаимосвязей и отношений научных теорий, направленных на построение и совершенствование воспитательно-образовательного процесса.

Методология педагогики на технологическом уровне представлена методикой и техникой организации педагогического исследования. Данный уровень находится в тесной взаимосвязи со всеми предыдущими, так как он оказывает большое влияние на организацию педагогического процесса.

Определение 2

Педагогическое исследование ребенка – это организованный педагогом процесс, направленный на получение актуальных знаний о закономерностях воспитания и обучения ребенка.

Посредством педагогического исследования ребенка объясняются и предсказываются факты и явления становления и развития личности.

Выделяют следующие виды педагогических исследований, согласно их направлениям:

  1. Фундаментальные педагогические исследования. Результат данных исследований представлен в виде обобщенных концепций теоретических и практических достижений в области педагогики. На основании данных результатов предлагаются модели развития педагогических систем в виде прогностических моделей.
  2. Прикладные исследования. Данный вид исследований направлен на изучение отдельных сторон воспитательно-образовательного процесса, его закономерностей развития.
  3. Разработки. Разрабатываются и предлагаются конкретные научно-практические рекомендации, которые учитывают известные теоретические положения в области педагогики.
«Педагогическое исследование ребенка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Компоненты педагогического исследования:

  • Методологические параметры педагогического исследования: тема, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, положения.
  • Критерии педагогического исследования: актуальность, теоретическая и практическая значимость, новизна, степень разработанности и изученности.
  • Программа педагогического исследования: методологический и процедурный разделы.

Этапы педагогического исследования ребенка:

  1. Эмпирический этап: разработка методологического аппарата исследования.
  2. Гипотетический этап: разрешение противоречий, заключающихся в фактическом представлении об объекте исследования и необходимостью понять его сущность.
  3. Теоретический этап: направлен на преодоление противоречий между гипотетическими и функциональными представлениями об объекте исследования.
  4. Прогностический этап: направлен на разрешение, выявленных на предыдущих этапах, противоречий и разработке представлений о его дальнейшем развитии.

Методы педагогического исследования ребенка

Теоретические методы исследования – это методы изучения и анализа педагогической литературы по проблеме исследования.

В процессе изучения литературы, можно установить: какие стороны и проблемы исследования изучены хорошо, а какие недостаточно, по каким вопросам до сих пор ведутся споры и дискуссии, актуальные вопросы по теме исследования и т.д.

Теоретические методы педагогического исследования включают в себя следующие средства работы с литературой:

  • Составление библиографии: предполагает составление списка источников, которые будут использованы в процессе исследования (монографии, статьи из журналов, труды отечественных и зарубежных авторов и т.д.).
  • Реферирование: сжатое изложение источников с выражением собственной точки зрения на мнение автора.
  • Конспектирование: тезисное выделение основных идей и положений.
  • Аннотирование: краткая запись сути содержания книги.
  • Цитирование: дословная запись выражений, цифровых данных и т.д.

Практические методы исследования – заключается в осуществлении непосредственной работы с объектом исследования.

Выделяют следующие практические методы исследования:

  • Наблюдение – процесс получения информации об объекте исследования в его привычной и естественной среде, без какого-либо давления. Во время наблюдения ведутся записи (протоколы), в которых записываются особенности поведения, общения и т.д. Различают включенное и скрытое наблюдение.
  • Эксперимент – специально организованная педагогом проверка, посредством использования различных методов и приемов работы. Педагогический эксперимент направлен на исследование причинно-следственных связей в педагогических явлениях.
  • Опрос – метод исследования, основанный на получении ответов со стороны объектов исследования на заранее составленный список вопросов. Вопросы подбираются педагогом исходя из того, что именно ему необходимо выяснить и исследовать, то есть исходя из темы и цели педагогического исследования. Различают такие виды опроса как сплошной, индивидуальный, очный, заочный, гласный и анонимный.
  • Анкетирование – массовый метод педагогического исследования, предполагающий ответ участников исследования на заранее составленный список вопросов. Различают письменные и устные анкеты. Вопросы анкеты могут быть открытыми и закрытыми.
  • Изучение продуктов деятельности ребенка. Метод, который заключается в изучении и анализе различных работ ребенка (рисунков, письменных работ и т.п.).
  • Изучение документации учебного заведения. Метод, заключающийся в изучении методической и педагогической документации (личные дела детей, протоколы собраний, классные журналы и т.п.).

Математические методы исследования – осуществление количественного и качественного анализа полученных результатов, представление его в виде наглядностей (графики, таблицы, диаграммы и т.д.).

Выделяют следующие виды математических методов исследования:

  • Регистрация – направлена на выявление наличия определенного качества у каждого из членов исследуемой группы.
  • Ранжирование (или метод ранговой оценки) – расположение полученных данных в определенной последовательности.
  • Шкалирование – представление полученных результатов в виде цифровых показателей.

Статистические методы исследования – это определение средних величин полученных результатов. Представляют в виде среднего арифметического, медианы, дисперсии.

Для проведения данных подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Дата последнего обновления статьи: 23.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot