Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогический мониторинг

Понятие педагогического мониторинга

Определение 1

Мониторинг – это непрерывное отслеживание состояния чего-либо, чтобы предупредить нежелательные отклонения по наиболее значимым параметрам.

Замечание 1

Педагогический мониторинг представляет собой системную диагностику качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития системы образования, в том числе ее целей, содержания, форм, методов, дидактических и технических средств, условий и результатов обучения, воспитания и саморазвития коллектива и личности.

К основным целям педагогического мониторинга можно отнести:

  • изучение и оценку целей, содержания учебных и воспитательных программ;
  • разработку эффективного применения ФГОСов;
  • оценку эффективности традиционных и инновационных воспитательных и образовательных форм и методов;
  • комплексную оценку эффективности функционирования развития и саморазвития, особенно это затрагивает инновационные образовательные системы;
  • оценку качества учебников и учебных пособий, дидактических и технических средств, в том числе компьютерных технологий обучения в их единстве;
  • комплексную экспертную оценку эффективности зарубежных образовательных систем, а также оценку возможностей их творческой адаптации к условиям России;
  • создать диагностическую службу получения объективной информации, касающейся качества развития и саморазвития образовательно-воспитательной системы.

Технологическими этапами педагогического мониторинга выступают следующие шаги:

  • изучить запросы, сформировать проблему, выдвинуть гипотезы о возможных причинах наблюдаемого феномена;
  • поставить цель и определить задачи;
  • определить критерии и показатели;
  • выбрать методы, методики диагностики;
  • применить отобранные методы и методики;
  • проанализировать полученные результаты;
  • сформулировать диагноз, отражающий прогноз;
  • учитывать результаты проведенной диагностики в организации учебного процесса.
«Педагогический мониторинг» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Технология проведения педагогического мониторинга

К основным объектам мониторинга относят:

  • учебную деятельность, с ее характеристиками, структурой и течением;
  • психическое развитие ребенка и формирование у него новообразований;
  • развитие общения и коллектива ровесников, уровень воспитанности и пр.

Один из компонентов национальной системы оценки качества образования – мониторинг качества среднего образования.

Мониторинг качества общего среднего образования проводят ежегодно, в соответствии со следующими направлениями:

  • качество услуг в образовательной области;
  • личностное развитие учеников;
  • утомляемость и работоспособность учеников;
  • уровень образовательных результатов учеников по каждому учебному предмету;
  • профессиональная компетентность педагогических работников учреждений среднего образования.

Алгоритм проведения педагогического мониторинга

Педагогический мониторинг включает следующие ступени его проведения:

  • утверждение состава рабочих групп по проведению или сопровождению административного, педагогического и ученического мониторинга, приказом руководителя учебного заведения;
  • ознакомление учеников, родителей, коллектива учебного заведения с порядком проведения мониторинга, факторно-критериальными моделями;
  • разработка анкет, опросников, диагностических карт, тестов и заданий, необходимых для того, чтобы получить от родителей, учеников, педагогов, родителей или администрации достоверную информацию для определения качества усвоения содержания образования на разных этапах обучения;
  • обработка и анализ полученных данных;
  • разработка на основании полученных результатов модели коррекционной деятельности участников учебно-воспитательного процесса на всех уровнях;
  • обсуждение итогов проведенного мониторинга на совместном заседании педагогического совета и Совета учебного заведения;
  • доведение результатов мониторинга до сведения родителей.

Принципы организации педагогического мониторинга

Н. Г. Буркова выделила ряд педагогических принципов мониторинга в учреждениях среднего профессионального образования:

  • системность;
  • научность;
  • объективность и непротиворечивость;
  • целостность;
  • оперативность и прогностичность;
  • адекватность;
  • масштабность.

Мониторинг сферы среднего профессионального образования рассматривается в качестве комплекса разнообразных диагностических процедур, которые применяются, чтобы систематически измерять и оценивать планируемые или существующие характеристики образовательной системы. Обоснован и конкретизирован ряд основных принципов проведения мониторинга.

К принципам организации педагогического мониторинга относят следующие установки:

  • определить профессиональную ответственность;
  • сочетать инвариантную и вариативную части в работе классного руководителя;
  • оценить целесообразность, адекватность процесса деятельности;
  • несравнимость результатов воспитательной работы разных педагогов;
  • не проверять, а помогать;
  • вооружить новыми инструментами;
  • работать просто, эффективно и быстро;
  • постепенно совершенствовать методики мониторинга.

Инвариантный компонент деятельности классных руководителей представлен следующими аспектами:

  • обеспечивать жизнь и здоровье учеников;
  • обеспечивать позитивные межличностные отношения учащихся, а также учащихся и учителей;
  • содействовать освоению учащимися образовательных программ;
  • осуществлять патриотическое, гражданско-правовое воспитание, формировать социальную компетентность учеников.

Вариативный компонент деятельности классного руководителя:

  • определить цели воспитания учеников в классе на основании учета возрастных особенностей, существующей в классе ситуации, планировать работу с классом;
  • определить зоны риска для учеников класса, планировать профилактическую деятельность.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 21.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot