Понятие педагогического мониторинга
Мониторинг – это непрерывное отслеживание состояния чего-либо, чтобы предупредить нежелательные отклонения по наиболее значимым параметрам.
Педагогический мониторинг представляет собой системную диагностику качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития системы образования, в том числе ее целей, содержания, форм, методов, дидактических и технических средств, условий и результатов обучения, воспитания и саморазвития коллектива и личности.
К основным целям педагогического мониторинга можно отнести:
- изучение и оценку целей, содержания учебных и воспитательных программ;
- разработку эффективного применения ФГОСов;
- оценку эффективности традиционных и инновационных воспитательных и образовательных форм и методов;
- комплексную оценку эффективности функционирования развития и саморазвития, особенно это затрагивает инновационные образовательные системы;
- оценку качества учебников и учебных пособий, дидактических и технических средств, в том числе компьютерных технологий обучения в их единстве;
- комплексную экспертную оценку эффективности зарубежных образовательных систем, а также оценку возможностей их творческой адаптации к условиям России;
- создать диагностическую службу получения объективной информации, касающейся качества развития и саморазвития образовательно-воспитательной системы.
Технологическими этапами педагогического мониторинга выступают следующие шаги:
- изучить запросы, сформировать проблему, выдвинуть гипотезы о возможных причинах наблюдаемого феномена;
- поставить цель и определить задачи;
- определить критерии и показатели;
- выбрать методы, методики диагностики;
- применить отобранные методы и методики;
- проанализировать полученные результаты;
- сформулировать диагноз, отражающий прогноз;
- учитывать результаты проведенной диагностики в организации учебного процесса.
Технология проведения педагогического мониторинга
К основным объектам мониторинга относят:
- учебную деятельность, с ее характеристиками, структурой и течением;
- психическое развитие ребенка и формирование у него новообразований;
- развитие общения и коллектива ровесников, уровень воспитанности и пр.
Один из компонентов национальной системы оценки качества образования – мониторинг качества среднего образования.
Мониторинг качества общего среднего образования проводят ежегодно, в соответствии со следующими направлениями:
- качество услуг в образовательной области;
- личностное развитие учеников;
- утомляемость и работоспособность учеников;
- уровень образовательных результатов учеников по каждому учебному предмету;
- профессиональная компетентность педагогических работников учреждений среднего образования.
Алгоритм проведения педагогического мониторинга
Педагогический мониторинг включает следующие ступени его проведения:
- утверждение состава рабочих групп по проведению или сопровождению административного, педагогического и ученического мониторинга, приказом руководителя учебного заведения;
- ознакомление учеников, родителей, коллектива учебного заведения с порядком проведения мониторинга, факторно-критериальными моделями;
- разработка анкет, опросников, диагностических карт, тестов и заданий, необходимых для того, чтобы получить от родителей, учеников, педагогов, родителей или администрации достоверную информацию для определения качества усвоения содержания образования на разных этапах обучения;
- обработка и анализ полученных данных;
- разработка на основании полученных результатов модели коррекционной деятельности участников учебно-воспитательного процесса на всех уровнях;
- обсуждение итогов проведенного мониторинга на совместном заседании педагогического совета и Совета учебного заведения;
- доведение результатов мониторинга до сведения родителей.
Принципы организации педагогического мониторинга
Н. Г. Буркова выделила ряд педагогических принципов мониторинга в учреждениях среднего профессионального образования:
- системность;
- научность;
- объективность и непротиворечивость;
- целостность;
- оперативность и прогностичность;
- адекватность;
- масштабность.
Мониторинг сферы среднего профессионального образования рассматривается в качестве комплекса разнообразных диагностических процедур, которые применяются, чтобы систематически измерять и оценивать планируемые или существующие характеристики образовательной системы. Обоснован и конкретизирован ряд основных принципов проведения мониторинга.
К принципам организации педагогического мониторинга относят следующие установки:
- определить профессиональную ответственность;
- сочетать инвариантную и вариативную части в работе классного руководителя;
- оценить целесообразность, адекватность процесса деятельности;
- несравнимость результатов воспитательной работы разных педагогов;
- не проверять, а помогать;
- вооружить новыми инструментами;
- работать просто, эффективно и быстро;
- постепенно совершенствовать методики мониторинга.
Инвариантный компонент деятельности классных руководителей представлен следующими аспектами:
- обеспечивать жизнь и здоровье учеников;
- обеспечивать позитивные межличностные отношения учащихся, а также учащихся и учителей;
- содействовать освоению учащимися образовательных программ;
- осуществлять патриотическое, гражданско-правовое воспитание, формировать социальную компетентность учеников.
Вариативный компонент деятельности классного руководителя:
- определить цели воспитания учеников в классе на основании учета возрастных особенностей, существующей в классе ситуации, планировать работу с классом;
- определить зоны риска для учеников класса, планировать профилактическую деятельность.