Менеджмент в образовании
Педагогический менеджмент – это теория, технология и методика эффективного управления образовательным процессом.
Впервые педагогический менеджмент был внедрен в систему образования, после выхода в свет научной работы В.П. Симонова «Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления педагогическим процессом». В данной работе автор рассматривает его как умение руководить и управлять не только образовательным процессом, но и педагогическими кадрами, используя их профессионализм для получения высоких образовательных результатов.
Одной из особенностей педагогического менеджмента в вузе является то, что он имеет присущие только ему предметы, орудия и результаты труда.
Предметом педагогического менеджмента в вузе является деятельность преподавательского состава, в качестве продукта выступает учебная информация, а орудием – слово, язык, речь. Однако основное значение имеет именно результат педагогического менеджмента, так он совпадает с целью учебного заведения. Результатом педагогического менеджмента вуза является достижение студентами определенного уровня воспитанности, обученности и развития.
Структура педагогического менеджмента представлена:
- совокупностью лиц, которые заняты в управлении вузом (преподавательский состав и администрация учебного заведения);
- социальные и экономические связи вуза во внешней среде;
- система управления, которая существует в вузе.
Основные задачи педагогического менеджмента в вузе:
- Сплочение преподавательского коллектива, иначе говоря, создание коллектива, а не просто группы лиц, выполняющих общие обязанности.
- Выявление потребностей преподавателей и их удовлетворение, в плане саморазвития и достижения определенных карьерных целей.
- Мотивация преподавателей на постоянное саморазвитие.
- Рациональное распределение нагрузки на преподавателей.
Таким образом, педагогический менеджмент в вузе имеет общественный характер управления системой образования, который проявляется в том, что внутри учебного заведения создаются условия, необходимые для достижения общей воспитательно-образовательной цели.
Закономерности педагогического менеджмента в вузе
Механизм управления образовательными системами вуза представляет собой совокупность различных методов, средств, приемов и принципов, направленных на оказание необходимого воздействия на субъекты и объекты управления, в рамках конкретных условий.
К закономерностям педагогического менеджмента вуза относится:
- Взаимозависимость между эффективностью функционирования системы управления вузом и его организационной структурой.
- Наличие определенной связи между методами и содержанием управления воспитательно-образовательной деятельностью вуза.
- Компетенции и готовности руководителей и администрации вуза к осуществлению эффективной управленческой деятельности, характеризующейся такими показателями как: непрерывность, оперативность и ритмичность.
- Демократическая и гуманистическая направленность управленческой деятельности, реализуемой в рамках педагогического менеджмента ВУЗа.
Принципы педагогического менеджмента вуза
Принципы педагогического менеджмента вуза – это ведущие руководящие положения, на которые ориентируется руководитель (менеджер, преподаватель) в процессе управления.
В настоящее время принципы педагогического менеджмента вуза классифицированы. Разные авторы представляют свои классификации, однако, все они сходятся во мнении, что в сфере образования, все принципы делятся на три основные группы.
Основные группы принципов педагогического менеджмента в вузе:
Первая группа принципов - общие принципы педагогического менеджмента в вузе:
- Принцип научности – апробация в управлении инновационных методов и средств, опора на научные исследования и рекомендации.
- Принцип целостности и научности – при управлении необходимо использовать не один какой-то метод, средство или функцию, а их совокупность, отвечающую требованиям логичности, последовательности и равнозначности каждого.
- Принцип рационального сочетания обязанностей, прав и ответственности каждого субъекта управления – данный принцип предусматривает разработку должностных инструкций, где четко прописан круг обязанностей сотрудника учебного заведения.
- Принцип полноты и объективности информации в управлении педагогической системой вуза – предполагает, что необходимая для эффективного управления вузом информация должна оперативно и объективно доходить до руководства вуза, осуществляющего процесс управления.
Вторая группа принципов – принципы социального управления сферой образования в ВУЗе:
- Принцип гуманизации и демократизации управления вузом – в первую очередь данный принцип ориентирует на предоставление возможности каждому субъекту вуза инициативности и самодеятельности в управлении вузом, провозглашение гласности и открытости.
- Принцип коллегиальности и единоначалия в управлении вузом – предусматривает наличие единоначалия и коллегиальности, которые будут дополнять друг друга не только в управлении вузом, но и в преодолении авторитаризма и субъективности.
Третья группа принципов – специфические принципы педагогического менеджмента в вузе:
- Принцип педагогической направленности управления – каждый руководитель должен помнить, что в первую очередь он педагог и в своей управленческой деятельности должен опираться на педагогический такт и культуру.
- Принцип нормативности – предусматривает опору на выполнение нормативных требований, которые включены в образовательную программу вуза, а также государственные образовательные стандарты.
- Принцип единства педагогических позиций – все субъекты педагогической деятельности, должны помнить, что они единый коллектив, сплоченный общей целью и идей.
- Принцип сочетания интересов педагогов и учащихся - как принцип управления оно реализуется через обеспечение приоритетности интересов студентов, соблюдение и защиту прав всех участников образовательного процесса, осуществление практических шагов по улучшению положения и самочувствия студентов и преподавателей в образовательной системе, обеспечение участия родителей в управлении вузом в органах самоуправления.