Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогический менеджмент в вузе

Менеджмент в образовании

Определение 1

Педагогический менеджмент – это теория, технология и методика эффективного управления образовательным процессом.

Впервые педагогический менеджмент был внедрен в систему образования, после выхода в свет научной работы В.П. Симонова «Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления педагогическим процессом». В данной работе автор рассматривает его как умение руководить и управлять не только образовательным процессом, но и педагогическими кадрами, используя их профессионализм для получения высоких образовательных результатов.

Одной из особенностей педагогического менеджмента в вузе является то, что он имеет присущие только ему предметы, орудия и результаты труда.

Предметом педагогического менеджмента в вузе является деятельность преподавательского состава, в качестве продукта выступает учебная информация, а орудием – слово, язык, речь. Однако основное значение имеет именно результат педагогического менеджмента, так он совпадает с целью учебного заведения. Результатом педагогического менеджмента вуза является достижение студентами определенного уровня воспитанности, обученности и развития.

Структура педагогического менеджмента представлена:

  • совокупностью лиц, которые заняты в управлении вузом (преподавательский состав и администрация учебного заведения);
  • социальные и экономические связи вуза во внешней среде;
  • система управления, которая существует в вузе.

Основные задачи педагогического менеджмента в вузе:

  1. Сплочение преподавательского коллектива, иначе говоря, создание коллектива, а не просто группы лиц, выполняющих общие обязанности.
  2. Выявление потребностей преподавателей и их удовлетворение, в плане саморазвития и достижения определенных карьерных целей.
  3. Мотивация преподавателей на постоянное саморазвитие.
  4. Рациональное распределение нагрузки на преподавателей.
«Педагогический менеджмент в вузе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Таким образом, педагогический менеджмент в вузе имеет общественный характер управления системой образования, который проявляется в том, что внутри учебного заведения создаются условия, необходимые для достижения общей воспитательно-образовательной цели.

Закономерности педагогического менеджмента в вузе

Замечание 1

Механизм управления образовательными системами вуза представляет собой совокупность различных методов, средств, приемов и принципов, направленных на оказание необходимого воздействия на субъекты и объекты управления, в рамках конкретных условий.

К закономерностям педагогического менеджмента вуза относится:

  1. Взаимозависимость между эффективностью функционирования системы управления вузом и его организационной структурой.
  2. Наличие определенной связи между методами и содержанием управления воспитательно-образовательной деятельностью вуза.
  3. Компетенции и готовности руководителей и администрации вуза к осуществлению эффективной управленческой деятельности, характеризующейся такими показателями как: непрерывность, оперативность и ритмичность.
  4. Демократическая и гуманистическая направленность управленческой деятельности, реализуемой в рамках педагогического менеджмента ВУЗа.

Принципы педагогического менеджмента вуза

Определение 2

Принципы педагогического менеджмента вуза – это ведущие руководящие положения, на которые ориентируется руководитель (менеджер, преподаватель) в процессе управления.

В настоящее время принципы педагогического менеджмента вуза классифицированы. Разные авторы представляют свои классификации, однако, все они сходятся во мнении, что в сфере образования, все принципы делятся на три основные группы.

Основные группы принципов педагогического менеджмента в вузе:

Первая группа принципов - общие принципы педагогического менеджмента в вузе:

  1. Принцип научности – апробация в управлении инновационных методов и средств, опора на научные исследования и рекомендации.
  2. Принцип целостности и научности – при управлении необходимо использовать не один какой-то метод, средство или функцию, а их совокупность, отвечающую требованиям логичности, последовательности и равнозначности каждого.
  3. Принцип рационального сочетания обязанностей, прав и ответственности каждого субъекта управления – данный принцип предусматривает разработку должностных инструкций, где четко прописан круг обязанностей сотрудника учебного заведения.
  4. Принцип полноты и объективности информации в управлении педагогической системой вуза – предполагает, что необходимая для эффективного управления вузом информация должна оперативно и объективно доходить до руководства вуза, осуществляющего процесс управления.

Вторая группа принципов – принципы социального управления сферой образования в ВУЗе:

  1. Принцип гуманизации и демократизации управления вузом – в первую очередь данный принцип ориентирует на предоставление возможности каждому субъекту вуза инициативности и самодеятельности в управлении вузом, провозглашение гласности и открытости.
  2. Принцип коллегиальности и единоначалия в управлении вузом – предусматривает наличие единоначалия и коллегиальности, которые будут дополнять друг друга не только в управлении вузом, но и в преодолении авторитаризма и субъективности.

Третья группа принципов – специфические принципы педагогического менеджмента в вузе:

  1. Принцип педагогической направленности управления – каждый руководитель должен помнить, что в первую очередь он педагог и в своей управленческой деятельности должен опираться на педагогический такт и культуру.
  2. Принцип нормативности – предусматривает опору на выполнение нормативных требований, которые включены в образовательную программу вуза, а также государственные образовательные стандарты.
  3. Принцип единства педагогических позиций – все субъекты педагогической деятельности, должны помнить, что они единый коллектив, сплоченный общей целью и идей.
  4. Принцип сочетания интересов педагогов и учащихся - как принцип управления оно реализуется через обеспечение приоритетности интересов студентов, соблюдение и защиту прав всех участников образовательного процесса, осуществление практических шагов по улучшению положения и самочувствия студентов и преподавателей в образовательной системе, обеспечение участия родителей в управлении вузом в органах самоуправления.
Дата последнего обновления статьи: 19.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot