Толерантность – это свойство личности, отражающее проявление терпимости по отношению к иной культуре, иным взглядам, верованиям, чужой идеологии, национальным и народным особенностям, традициям.
Воспитание толерантности – это формирование навыков жизнедеятельности в обществе, взаимодействия с его членами и способности жить отстаивая свои права и свободы с одновременным соблюдением прав и свобод другого человека.
Воспитание толерантности является важным направлением воспитательной работы системы образования. В условиях многонационального, многокультурного пространства формирование толерантности требуется начинать с детства. Потому, на дошкольном этапе обучения этому аспекту воспитательной деятельности уделяется особое внимание.
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста требует соблюдения ряда педагогических условий организации данной воспитательной деятельности.
Подготовка педагогов ДОУ к реализации воспитания основ толерантности
Прежде чем начинать реализацию процесса воспитания основ толерантности у подрастающего поколения, требуется тщательно подготовиться к этому виду деятельности. Прежде всего, это касается готовности педагогов ДОУ работать в соответствии с целями и задачами толерантного воспитания. Подготовка педагога к такой работе является непременным условием организации учебно-воспитательной деятельности ДОУ.
Подготовка педагога к реализации толерантного воспитания затрагивает его профессиональную деятельность, профессиональные и личностные свойства. Конечно же, педагогу требуется демонстрировать детям основы толерантного поведения. Дошкольники склонны повторять, копировать и воплощать поведение взрослых. Потому, им нужно ежедневно видеть пример терпимого, культурного, нравственного поведения. От педагога ДОУ требуется:
- Выбор адекватного стиля взаимодействия с детьми. Он должен опираться на принципы сотрудничества, кооперации и равноправия.
- Выработка толерантного отношения к воспитанникам, педагогам, родителям и иным лицам, с которым взаимодействует педагог.
- Наличие развитых коммуникативных навыков. Он должен уметь построить взаимодействие с каждым воспитанником, найти общий язык при наличии культурных различий и иных противоречий.
- Развитая профессиональная культура педагога. Она связана с построением образовательного процесса в опоре на принципы культуросообразности воспитания и межэтнического взаимодействия, культурного и национального многообразия.
- Исключение или своевременная коррекция эмоционального выгорания педагога. Оно может пагубно сказаться на его воспитательной деятельности в целом, но, особенно остро, затронуть аспекты толерантного воспитания.
Следует, также, выделить и личностные качества педагога, необходимые для достижения им целей и задач толерантного воспитания дошкольников. К ним относятся:
- Высокий уровень культурного развития педагога, его национальной культуры и культуры взаимодействия;
- Знания основ национальных культур, представителей дошкольников конкретной возрастной группы и проявление этих знаний в поведении и взаимодействии с воспитанниками;
- Психологическая установка на развитие этнокультурного общения;
- Потребность в регулярном, систематическом самоанализе и саморазвитии;
- Культурная, национальная, религиозная терпимость.
Все эти качества и установки помогают педагогу в успешном выполнении своих профессиональных функций и достижении целей толерантного воспитания дошкольников.
Создание в ДОУ толерантной среды как условие реализации толерантного воспитания дошкольников
Формирование в учреждениях дошкольного образования толерантного пространства является важным условием их деятельности в целом и, значимым педагогическим условием организации воспитания основ толерантности у дошкольников.
Такая среда позволяет каждому ребенку чувствовать себя важным и значимым членом социальной среды, в которую он попал и, в которой ему предстоит постоянно находиться. Чувство причастности к обществу и свободы проявления своей культурной, национальной и религиозной идентичности позволяет ребенку открыться взаимодействию с окружающим миром.
Создание толерантного пространства ДОУ опирается на соблюдение ряда организационных условий:
- Реализация индивидуального образовательного подхода к каждому воспитаннику.
- Создание благоприятной социальной и психологической обстановки в учебном заведении. Она формируется каждым педагогом в отдельности и за счет организации качественного межличностного взаимодействия педагогического коллектива.
- Включение в предметно-развивающее пространство ДОУ компонентов разных культур. Это могут быть книги разных народов, предметы быта представителей разных культур и т.д.
- Вариативность форм и методов организации занятий. Имеется в виду, что при знакомстве с литературой используются сказки разных народов, а в игровом процессе могут проигрываться сцены из жизни разных народов, их традиции. Также, организуется совместное празднование разнообразных народных праздников.
Технологии развития толерантности в педагогическом процессе ДОУ
Еще одним условием реализации толерантного воспитания дошкольников является использование соответствующих технологий в воспитательном процессе. К таким технологиям относятся:
- Методы дискуссии. Они позволяют научить детей обсуждению проблем и противоречий, формируют навыки восприятия чужого мнения, иной точки зрения и их принятия, учат прислушиваться к чужому мнению, но самое главное они формируют представление о равноправии позиций в общении.
- Методы проектного обучения. Они учат работать в команде, сотрудничать, находить общий язык, работать сообща, ориентируясь на достижение единой цели.
- Сюжетно-ролевые игры. Они предполагают проецирование сюжетов реальной жизни в игровой процесс для формирования у дошкольников основ практического применения способов толерантного общения и взаимодействия.
- Технологии проблемного обучения. Они предполагают постановку проблемной ситуации и совместный поиск ее решения т.е. обсуждаются варианты ее решения, возможные действия и выбираются наиболее оптимальные. В основу проблемных ситуаций кладутся аспекты толерантного поведения.
Рисунок 1. Приемы формирования толерантности у детей дошкольного возраста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ