Современный гуманистический подход к образованию и воспитанию личности ребенка предполагает его всестороннее развитие. Одним из определяющих факторов полноценного развития, учащегося является степень его самостоятельности.
Цели, задачи и функции самостоятельной работы учащихся
Цель самостоятельной работы учащегося – это научить ученика самостоятельно и осмысленно выполнять задания путем подбора материала, использования своих знаний и т.д.
Общие задачи самостоятельной работы учащихся состоят в следующем:
- научить учеников самостоятельной работе с источниками информации;
- научить применять знания, полученные в процессе обучения, в ходе выполнения самостоятельных заданий;
- формировать мышление, направленное на выполнение самостоятельных работ.
К частным задачам самостоятельной работы учащихся относят:
- формирование умения составления плана (алгоритма) выполнения самостоятельного задания;
- формирование навыка пользования собственными записями, конспектами и т.д.;
- формирование знаний, которые позволят ученику решать типовые задания;
- создание предпосылок для последующей творческой и исследовательской работы.
Функции самостоятельной работы учащихся:
- Образовательная (усвоение и закрепление учебного материала, систематизация знаний).
- Развивающая (развитие мышления, памяти, речи и т.д.)
- Воспитательная (формирование устойчивого мотива к процессу обучения и получению знаний, навыков самоорганизации и самоконтроля и т.п.).
Виды самостоятельной работы учащихся
Различают следующие виды самостоятельной работы учащихся:
- Обучающие самостоятельные работы – это самостоятельное выполнений заданий, которые дает учитель. Цель работы: развитие интереса к учебному материалу, привлечение учеников к работе на уроке.
- Тренировочные самостоятельные работы – это работы, направленные на применение ранее пройденного материала в процессе выполнения задания (не большие проверочные работы, тесты и т.п.). В основном состоят из однотипных и односложных заданий. Цель: научиться применять полученные знания, закрепление пройденного материала.
- Закрепляющие самостоятельные работы – это самостоятельные работы, которые состоят из нескольких заданий (самостоятельные и контрольные работы, дидактические задания и т.п.). Цель: формирование умения применять комплексно пройденный материал.
- Повторительные (обзорные или тематические работы). Цель: повтор пройденного материала.
- Творческие самостоятельные работы – задания творческого характера (эссе, рефераты, доклады и т.д.), выполняемые учеником самостоятельно. Цель: научение самостоятельному поиску, систематизации и обработки материала по заданной теме.
- Самостоятельные работы развивающего характера подготовка к олимпиадам, конференциям и т.д. Цель: исследовательская деятельность.
- Контрольные самостоятельные работы – различного рода контрольные работы, по итогам пройденной темы, проверка знаний на содержание и объем, проверка навыков применения знаний и т.п. Цель: контроль знаний.
Существуют и иные классификации видов и типов самостоятельных работ (по количеству участников, по типу заданий и т.д.). Несмотря на различные классификации, цель самостоятельной работы учащихся остается неизменной.
Принципы и условия организации самостоятельной работы учащихся
Основная задача организации самостоятельной работы учащихся заключается в создании педагогических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы.
Эффективность самостоятельной работы учащихся во многом зависит от созданных педагогических условий.
Педагогические условия организации самостоятельной работы учащихся:
- Использование и включение в образовательный процесс актуальных и современных дидактических средств.
- Проведение контрольных процедур, направленных на повышение эффективности самостоятельной работы учащихся.
- Создание оптимальных условий для осуществления учащимися самостоятельной исследовательской, творческой и поисковой деятельности.
- Учет индивидуальных особенностей и потребностей каждого ученика.
- Оптимальное сочетание самостоятельной работы учащихся и совместной с учителем работы.
- Соблюдение методических правил организации учебного процесса.
- Обеспечение учащихся необходимыми методическими и учебными материалами, для организации полноценного образовательного процесса.
- Обеспечение контроля выполнения самостоятельной работы учащимися.
При организации самостоятельной работы учащихся педагог должен соблюдать следующие требования:
- Разработанная система самостоятельных работ должна полностью соответствовать поставленным целям (получение знаний, развитие и формирование умений, способностей учащихся и т.д.).
- Предложенные задания для самостоятельной работы должны быть доступны и понятны ученикам, связаны с теорией и практикой, опираться на пройденный материал.
- Разработанные учителем задания должны быть интересны, разнообразны по цели и содержанию. Они должны побуждать ученика не на простое механическое выполнение, а на проявление творческого подхода к поиску решения.
- Последовательность. Самостоятельные работы должны быть четко внесены в учебный график и чередоваться с классными и домашними работами. Дополнять иные работы, подготавливать почву для новых знаний и т.п.
Таким образом, соблюдение педагогических условий организации самостоятельной работы учащихся гарантирует формирование прочной мотивации к учебе, способствует получению учеником навыков самообразования, самоконтроля и самоорганизации в учебном процессе.