Метапредметные результаты обучения и основы их развития
Метапредметные результаты обучения – это совокупность универсальных учебных действий, т.е. развитых коммуникативных, познавательных и регулятивных навыков.
Данные навыки отражают умения добывать знания и формировать навыки деятельности, расширять свой кругозор, используя для этого различные методы и средства образовательной деятельности.
Целевым назначением формирования метапредметных результатов обучения является формирование у учащихся потребности в саморазвитии и самореализации, совершенствовании своих учебных знаний и умений.
Метапредметные результаты обучения формируются в ходе всей образовательной деятельности учащегося. На каждом этапе обучения формируются отдельные знания и навыки деятельности, приближающиеся учащихся к формированию универсальных учебных действий. Эти навыки позволяют учащимся успешно постигать образовательную программу, реализовывать свои образовательные интересы и потребности и решать различные жизненные проблемы, т.е. они выходят за рамки учебного процесса и становятся основой плодотворной жизнедеятельности личности.
Рисунок 1. Метапредметные результаты обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Метапредметные результаты обучения включают в себя следующие навыки:
- Речевое развитие;
- Коммуникативное развитие;
- Понимание областей своего развития и определение областей своего «знания» и «незнания»;
- Навыки целеполагания и целеориентирования деятельности;
- Формирование навыков исследовательской учебной деятельности;
- Формирование навыков саморегуляции и самоконтроля деятельности;
- Развитие логического мышления;
- Навыки планирования и организации своей деятельности;
- Навыки самооценки и самоанализа деятельности;
- Навыки преодоления различных трудностей.
Таким образом, метапредметные навыки отражают владение учащимися техниками, приемами, методами, механизмами мыслительной работы, реализуемой во взаимодействии с различным предметным материалом. Они позволяют учащимся управлять своей познавательной деятельностью и анализировать ее ход.
Формирование метапредметных результатов в ходе обучения подростков
Формирование метапредметных результатов с процессе обучения детей подросткового возраста имеет свои особенности. Они обусловлены спецификой развития психических процессов в данный возрастной период, особенностями содержания образовательной программы данного этапа обучения и необходимостью перехода подростка на следующую ступень обучения, сопряженную с профессиональной ориентацией и подготовкой к профессиональному обучению.
В основе формирования метапредметных результатов обучения детей подросткового возраста лежит, в первую очередь, формирование навыков мышления. Оно должно носить продуктивный характер. Это требует регулярного включения в образовательный процесс продуктивной самостоятельной работы учащихся. Она реализуется посредством соблюдения следующих условий и направлений деятельности:
- Предварительная подготовка учащихся к продуктивной деятельности. Учащимся дается возможность мыслить самостоятельно. Это возможно посредством применения специальных методов обучения, стимулирующих не простое припоминание того, что уже было, алгоритмов действий, а придумывания собственных механизмов решения поставленной задачи.
- Создание учебных ситуаций, ориентированных на самостоятельное мышление учащихся. Они ориентированы на приведение учащихся к новым рассуждения, формулировки умозаключений и применение ими новых действий. Новое знание дается не целиком т.е. в готовом виде, а даются его основы, позволяющие учащимся прийти к нему за счет своей продуктивной мыслительной деятельности. В зависимости от дисциплины, темы занятия применяются задания разного характера. Они должны быть реализованы за счет самостоятельной мыслительной деятельности учащихся т.е. продукт их труда не должен иметь возможность быть откуда-то взятым, скопированным.
- Осознанность образовательной работы учащихся. Это требует тщательной подготовки разъяснения заданий учащимся и убеждения педагогом его понимания и смысла. Также, учащимся должны быть даны четкие представления о продукте их труда.
- Создание в учебном заведении системы обеспечения деятельности учащегося. Требуется использование дидактических и материально-технических средств, которые позволяют реализовать деятельность и презентовать ее.
- Проведение обсуждений итогов продуктивной деятельности учащихся. Обсуждение стимулирует мыслительную работу учащихся, помогая понять свои ошибки и найти пути их устранения, а также, продемонстрировать варианты решений одной и той же задачи разными способами.
- Стимулирование осознанного отношения учащихся к своим достижениям. Педагог дает возможность выразить, чему научились учащиеся в ходе конкретной деятельности.
Условия организации уроков метапредметной направленности
Учебные занятия, на которых формируются универсальные учебные действия учащихся подросткового возраста, реализуется на основании соблюдения ряда условий его организации и проведения. К ним относятся:
- Проблемное представление темы урока. Ее представление педагогом должно стимулировать самостоятельную постановку целей деятельности учащихся в освоении конкретной темы;
- Учет уровня развития учащихся конкретного классного коллектива, их возможностей, стремлений и познавательного развития;
- Вариативность деятельности на каждом учебном занятии. Это касается преподавания одной учебной дисциплины. В каждый урок должно быть внесено нечто уникальное: вид деятельности, упражнения, которые учащимся приходится делать впервые;
- Создание на учебном занятии доверительного и свободного взаимодействия педагога с учащимися;
- Минимизация репродуктивной деятельности на уроке и максимизации творческих методов и приемов работы;
- Применение современных педагогических технологий: технологии проблемного обучения, проектного обучения, ИКТ-технологии, игровые технологии, интерактивные технологии.
Следует отметить, что интерактивные технологии основываются на реализацию образовательной деятельности через получение учащимися реального опыта. Это обеспечивает устойчивость усвоения материала и обеспечивает включенность каждого учащегося в образовательный процесс. В их основе лежит взаимодействие учащихся на уроке, в ходе которого реализуется решение поставленной задачи т.е. получение нового знания. Совместная мыслительная деятельность обеспечивает получение более качественных знаний и учит самостоятельному принятию решений.