Педагогические умения – это комплекс последовательно раскрывающихся во внутреннем или внешнем плане педагогических действий, часть из которых при необходимости доводится до навыков, направленных на решение воспитательно-образовательных задач, развитие полноценной и гармонично развитой личности, на основании имеющихся теоретических знаний педагога.
Значение педагогических умений и навыков
Для того чтобы организовать обоснованное управление педагогическим процессом педагог должен не только обладать необходимыми знаниями в области преподаваемого учебного предмета, но и знать его современное состояние, связь с иными учебными дисциплинами и науками, применение в практической деятельности, а самое главное уметь передавать имеющиеся у него знания. Без всего этого невозможно стать действительно хорошим педагогом.
Каждая учебная дисциплина и область научных познаний имеют свои отличительные особенности, сложности и методы познания. Именно поэтому в основе преподавания любого школьного предмета заложена глубоко продуманная методика преподавания. В том случае, если педагог обладает знаниями о методике преподавания, то он может обеспечить учащимся понимание и освоение основ учебной дисциплины (науки), связей между природными явления и окружающей жизнью, овладение умением применять полученные знания в повседневной жизни и с целью развития собственной личности.
Качество воспитания и обучения во многом зависит от правильности и единства внутренних знаний, умения действовать целенаправленно по отношению к учащимся, образовательному процессу и самому себе как субъекту педагогической деятельности.
Таким образом, в процессе педагогической деятельности, педагог не должен ограничиваться только лишь функцией сообщения учащимся знаний, он должен обладать умениями и навыками руководства всем образовательным процессом. Только в этом случае можно обеспечить полноценное и всестороннее развитие личности каждого ученика.
Эффективность управления образовательным процессом во многом зависит не только от упорядоченности информации, которую педагог сообщает учащимся, но и от упорядоченности его действий. Действия педагога в рамках образовательного процесса должны представлять собой системы, направленные на обеспечение решения конкретных воспитательно-образовательных задач.
Все это говорит о том, что педагог должен обладать соответствующими знаниями, а также умениями и навыками их преподнесения учащимся. Педагог должен уметь привлечь внимание учащихся к учебному процессу, развивать их мышление, формировать общественно значимые ценностные ориентации.
Овладение учителем педагогическими умениями и навыками, обеспечивающими полноценное включение каждого учащегося в активную образовательную деятельность, является непременным условием продуктивности образование, полноценного умственного развития и воспитания учащихся.
Именно через умения и навыки педагога проявляется вся сила педагогического воздействия личности учителя на личности учащихся.
Педагогическими умениями и навыками каждый педагог должен овладеть в процессе своей профессиональной подготовки, во время обучения в педагогическом ВУЗе или колледже (техникуме).
Виды педагогических умений и навыков
Педагогически умения и навыки подразделяются на три вида: информационные, мобилизационные, развивающие и ориентационные.
Информационные педагогические умения и навыки:
- Осуществление дидактической переработки научного материала в учебный.
- Умение выделять основные дидактические единицы, такие как убеждения, понятия, умения и т.д., а также уметь разрабатывать пути их дальнейшего развития и приведения в конкретную систему знаний.
- Умение эффективно применять систему методов, являющуюся характерной для данной учебной дисциплины, при необходимости их совершенствовать и развивать.
- Умение применять инновационные технические средства в образовательном процессе, в качестве как основных, так и дополнительных средств преподавания.
- Умение применять элементы программирования в процессе обучения.
- Умение говорить с учащимися на понятном и доступно для них языке, объяснять учебный материал четко, логично и выразительно.
- Умение выражать свои мысли графически, схематически и т.д.
- Умение обеспечивать обратную связь с учащимися, с целью выявления уровня усвоения ими знаний и умений, при необходимости осуществлять корректировку образовательного процесса.
- Умение проводить с учащимися выездные практические занятия, таки как экскурсии, походы и т.д.
Мобилизационные педагогические умения и навыки:
- Привлечение внимания учащихся к образовательному процессу, формирование у них стойкой мотивации на учебную и трудовую виды деятельности.
- Обучение учащихся умению использовать полученные знания для решения практических и жизненных задач.
- Руководство коллективом учащихся, умение верно расставлять силы в коллективе, при выполнении общего дела; способствовать его росту и развитию; четко планировать работу, контролировать и адекватно оценивать ее результаты.
Развивающие педагогические умения и навыки:
- Умение использовать в процессе обучения различные методы, средства, приемы и формы обучения, в соответствии с возрастными особенностями и потребностями учащихся.
- Управление умственной деятельностью учащихся во время обучения, формирование у них системы умственных отношений и действий к окружающей действительности.
- Умение создавать обучающие проблемные ситуации, которые требуют от учащегося самостоятельно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями.
- Умения формулировать и задавать учащимся вопросы, ответ на которые требует от них умения использовать полученные ранее знания, посредством самостоятельной активной познавательной деятельности.
Ориентационные педагогические умения и навыки:
- Формирование научного мировоззрения учащихся.
- Формирование устойчивого интереса к науке, учебной деятельности, производственному труду и т.д., в соответствии с потребностями окружающего общества и собственными возможностями и склонностями.
- Осуществление гуманистического, эстетического и идейно-политического обучения, формирование высоких нравственных идеалов и общепризнанной модели поведения в обществе.