Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогические умения и навыки

Определение 1

Педагогические умения – это комплекс последовательно раскрывающихся во внутреннем или внешнем плане педагогических действий, часть из которых при необходимости доводится до навыков, направленных на решение воспитательно-образовательных задач, развитие полноценной и гармонично развитой личности, на основании имеющихся теоретических знаний педагога.

Значение педагогических умений и навыков

Для того чтобы организовать обоснованное управление педагогическим процессом педагог должен не только обладать необходимыми знаниями в области преподаваемого учебного предмета, но и знать его современное состояние, связь с иными учебными дисциплинами и науками, применение в практической деятельности, а самое главное уметь передавать имеющиеся у него знания. Без всего этого невозможно стать действительно хорошим педагогом.

Каждая учебная дисциплина и область научных познаний имеют свои отличительные особенности, сложности и методы познания. Именно поэтому в основе преподавания любого школьного предмета заложена глубоко продуманная методика преподавания. В том случае, если педагог обладает знаниями о методике преподавания, то он может обеспечить учащимся понимание и освоение основ учебной дисциплины (науки), связей между природными явления и окружающей жизнью, овладение умением применять полученные знания в повседневной жизни и с целью развития собственной личности.

Качество воспитания и обучения во многом зависит от правильности и единства внутренних знаний, умения действовать целенаправленно по отношению к учащимся, образовательному процессу и самому себе как субъекту педагогической деятельности.

Замечание 1

Таким образом, в процессе педагогической деятельности, педагог не должен ограничиваться только лишь функцией сообщения учащимся знаний, он должен обладать умениями и навыками руководства всем образовательным процессом. Только в этом случае можно обеспечить полноценное и всестороннее развитие личности каждого ученика.

«Педагогические умения и навыки» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Эффективность управления образовательным процессом во многом зависит не только от упорядоченности информации, которую педагог сообщает учащимся, но и от упорядоченности его действий. Действия педагога в рамках образовательного процесса должны представлять собой системы, направленные на обеспечение решения конкретных воспитательно-образовательных задач.

Все это говорит о том, что педагог должен обладать соответствующими знаниями, а также умениями и навыками их преподнесения учащимся. Педагог должен уметь привлечь внимание учащихся к учебному процессу, развивать их мышление, формировать общественно значимые ценностные ориентации.

Овладение учителем педагогическими умениями и навыками, обеспечивающими полноценное включение каждого учащегося в активную образовательную деятельность, является непременным условием продуктивности образование, полноценного умственного развития и воспитания учащихся.

Именно через умения и навыки педагога проявляется вся сила педагогического воздействия личности учителя на личности учащихся.

Педагогическими умениями и навыками каждый педагог должен овладеть в процессе своей профессиональной подготовки, во время обучения в педагогическом ВУЗе или колледже (техникуме).

Виды педагогических умений и навыков

Замечание 2

Педагогически умения и навыки подразделяются на три вида: информационные, мобилизационные, развивающие и ориентационные.

Информационные педагогические умения и навыки:

  1. Осуществление дидактической переработки научного материала в учебный.
  2. Умение выделять основные дидактические единицы, такие как убеждения, понятия, умения и т.д., а также уметь разрабатывать пути их дальнейшего развития и приведения в конкретную систему знаний.
  3. Умение эффективно применять систему методов, являющуюся характерной для данной учебной дисциплины, при необходимости их совершенствовать и развивать.
  4. Умение применять инновационные технические средства в образовательном процессе, в качестве как основных, так и дополнительных средств преподавания.
  5. Умение применять элементы программирования в процессе обучения.
  6. Умение говорить с учащимися на понятном и доступно для них языке, объяснять учебный материал четко, логично и выразительно.
  7. Умение выражать свои мысли графически, схематически и т.д.
  8. Умение обеспечивать обратную связь с учащимися, с целью выявления уровня усвоения ими знаний и умений, при необходимости осуществлять корректировку образовательного процесса.
  9. Умение проводить с учащимися выездные практические занятия, таки как экскурсии, походы и т.д.

Мобилизационные педагогические умения и навыки:

  1. Привлечение внимания учащихся к образовательному процессу, формирование у них стойкой мотивации на учебную и трудовую виды деятельности.
  2. Обучение учащихся умению использовать полученные знания для решения практических и жизненных задач.
  3. Руководство коллективом учащихся, умение верно расставлять силы в коллективе, при выполнении общего дела; способствовать его росту и развитию; четко планировать работу, контролировать и адекватно оценивать ее результаты.

Развивающие педагогические умения и навыки:

  1. Умение использовать в процессе обучения различные методы, средства, приемы и формы обучения, в соответствии с возрастными особенностями и потребностями учащихся.
  2. Управление умственной деятельностью учащихся во время обучения, формирование у них системы умственных отношений и действий к окружающей действительности.
  3. Умение создавать обучающие проблемные ситуации, которые требуют от учащегося самостоятельно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями.
  4. Умения формулировать и задавать учащимся вопросы, ответ на которые требует от них умения использовать полученные ранее знания, посредством самостоятельной активной познавательной деятельности.

Ориентационные педагогические умения и навыки:

  1. Формирование научного мировоззрения учащихся.
  2. Формирование устойчивого интереса к науке, учебной деятельности, производственному труду и т.д., в соответствии с потребностями окружающего общества и собственными возможностями и склонностями.
  3. Осуществление гуманистического, эстетического и идейно-политического обучения, формирование высоких нравственных идеалов и общепризнанной модели поведения в обществе.
Дата последнего обновления статьи: 27.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot