Педагогическая система В. Н. Сороки-Росинского
В.Н. Сорока-Росинский – это известный ученый, педагог, основатель знаменитой Школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков им. Достоевского.
Он разрабатывал основы педагогической деятельности, базирующейся на гуманистических началах, выступающей в учениях автора источником истины и блага.
Деятельность ученого приходится на первую половину XX столетия. Он придерживался деятельностного подхода в воспитании, был сторонником воспитания в трудовой деятельности, основанного на национальных началах и признании индивидуальности каждого воспитанника.
По мнению Сороки-Росинского, в основе эффективной воспитательной и образовательной деятельности лежит опора на гуманистические принципы: любовь к детям, сотрудничество с ними, доброта, дружба, взаимопонимание, уважение.
Педагогическая система, разработанная В.Н. Сорока-Росинским, основана на:
- Деятельностном подходе.
- Гуманистических отношениях в образовательной среде, независимо от индивидуальности ребенка, трудности применения к нему стандартных методов и приемов, сложности воспитания конкретного ребенка, неподдаваемости воспитательному воздействию.
- Включение в образовательный процесс игровой деятельности, методов интеллектуального развития, трудового обучения, доверительных бесед и самоуправления.
- Игровой деятельности как основной форме образования в школе. Предлагалось включение в образовательный процесс большого количества учебных занятий в течение одного дня – 10-12 уроков, но реализуемых в форме игры.
- Доверительном взаимодействии с учащимися и воспитанниками. Это означает, что педагог проводит доверительные беседы, убеждая детей в важности или верности чего-то.
Виктор Николаевич Сорока-Росинский относится к педагогам-новаторам. Он разработал инновационные пути развития системы образования, воспитательной деятельности, выдвинул идею об эффективности коллективного воспитания и развития трудных детей и подростков. Также, будучи учителем русского языка и литературы, он разработал методику преподавания данных дисциплин в средней школе.
Этапы воспитательного процесса по технологии В. Н. Сороки-Росинского
Сорокой-Росинским была создана педагогическая технология воспитательной деятельности, ориентированная на создание социально развитой личности, способной к жизнедеятельности в современном обществе, участию в разных направлениях его деятельности, профессиональному становлению, преодолению социальной дезадаптации и асоциального поведения.
Данная технология была разработана Росинским в период его руководства школой для беспризорников. Сорока-Росинский работал с трудновоспитуемыми детьми, создавая из них полноценных и полноправных граждан общества. Они активно участвовали в трудовой деятельности, творческом процессе, развивали свой интеллект. Творчество лежало в основе работы данной школы и стало своеобразным способом развития граждан, выпуском известных людей, деятелей искусства и культуры.
Реализация воспитания, согласно педагогической технологии Росинского осуществляется в несколько этапов:
- Диагностирование особенностей развития конкретных детей и подростков. Здесь, изучались параметры развития ребенка и его поведение. Диагностировалось наличие отклонений в поведении подростков: жестокость, совершение противоправных действий, стремление к насилию разного рода, замкнутость, недоверие. Исходя из данных диагностики разрабатывались направления воспитательной деятельности в отношение конкретных учащихся. Здесь, исследовалась ресурсная база учебного заведения, профессионализм и опыт деятельности педагогов.
- Организация познавательной деятельности на основе мотивации к ней. Обучение строилось на основании дифференцированного подхода. Дети разделялись на группы на основании идентичных потребностей и интересов. Познавательная работа не проходила изолировано от других видов деятельности. познание было связано с творчеством, физическим развитием. Элементы игры включались в учебную работу и пронизывали все сферы познания.
- Организация смотров знаний. Они ориентированы на оценку познавательной и иной работы учащихся. Это способ познавательной мотивации. Получая признание своей деятельности, дети вдохновляются и стремятся к развитию и совершенствованию своих знаний и навыков. На данном этапе происходило достижение следующего воспитательного результата: формирование у учащихся уверенности в себе, своих силах и возможностях.
- Организация внеурочной работы. Она основывалась на развитии творческого подхода к привитию любви и потребности в чтении. Предполагалось, что в свободное время учащиеся будут читать ту литературу, которая вызывает у них интерес. При этом, чтение не было бессистемным. Оно было организовано педагогами, которые знакомили детей с классической литературой, разными жанрами, проводили совместный анализ литературных произведений, организовывали литературные вечера и коллективное литературное творчество: выпуск газет, написание статей и т.д.
- Создание оптимальной микросреды. Она ориентирована на расширение социальных контактов учащихся, их связь с социальной средой. При этом, контакты выбирались из социально значимой и полезной деятельности: посещение учреждений культуры, экскурсии по историческим местам, производственным предприятиям, социально-значимым местам.
Методы воспитания в ШКИД. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Методы воспитания в ШКИД. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, педагогическая технология В.Н. Сороки-Росинского обладала огромной воспитательной силой. Она помогала создать условия для переключения внимания ребенка с разрушительной и агрессивной деятельности на социально-полезную, созидательную, творческую.
Огромный вклад, внесенный Росинским в воспитательный процесс, связан с пересмотром взглядов на воспитание трудных детей и подростков. В первую очередь, он обосновал необходимость их обучения и воспитания, а также нормального отношения к ним, принятию их в социальной среде. Он считал данных детей не дефективными и морально отрешенными, а просто детьми с особыми образовательными потребностями, требующими специальных методов и приемов воспитательного воздействия для их полноценного развития и становления положительными членами социума.