Целевые ориентации и концептуальные положения технологии
Анатолий Арсеньевич Окунев – заслуженный учитель РСФСР, лауреат премии им. Н.К. Крупской, учитель математики средней школы № 526, города Санкт-Петербурга.
Ведущими целевыми ориентирами педагогической технологии А.А. Окунева являются:
- Осуществление эффективной педагогической работы, направленной на усвоение учащимися стандартных ЗУН.
- Развитие навыков и способностей учащихся.
Концептуальные положения педагогической технологии А.А. Окунева представлены:
- Движущей силой учебного процесса - противоречиями между теми задачами, которые педагог ставит перед учащимися и тем уровнем знаний и умений, которыми они обладают.
- Принцип интереса – подразумевает наличие новизны, которая содержится в учебном материале и выступает своего рода раздражителем, направленным на стимулирование познавательной деятельности учащихся.
Данный принцип направлен на организацию такого урока, который вызывает у учащихся сомнения, озарения, открытия. Его основными условиями выступают:
- достаточно высокая подача теоретического учебного материала, в то время как проверка его усвоения осуществляется в соответствии со способностями;
- соблюдение принципа связи теории и практики, педагог должен не просто давать учащимся теоретические знания, но и учить применять их в практической деятельности;
- опора на принцип доступности – в процессе обучения учащийся должен действовать в рамках своих возможностей, педагог должен уметь предугадать возможности каждого своего ученика;
- соблюдение принципа сознательности, согласно которому каждый учащийся должен понимать и осознавать, зачем он получает данные знания и умения;
- упор не на механическое запоминание, а на смысл, который содержится в получаемой информации;
- во главе обучения стоит мышление, которое главенствует над памятью учащихся;
- опора на традиционные принципы обучения.
Особенности методики
К особенностям методики педагогической технологии на основе системы эффективных уроков А. А. Окунева относятся следующие аспекты.
Создание в рамках учебного занятия и поддержание на всем его протяжении достаточно высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся.
Достигается это посредством использования тех методов и приемов, которые в первую очередь на развитие у каждого учащегося мыслительной деятельности. Одновременно осуществляется развитие познавательного интереса, воображения, восприятия, мышления и памяти.
Организуя урок, педагог должен опираться на правило: «Эффективно научить ребенка можно только лишь тому, что ему действительно интересно». В процессе урока учащиеся должны иметь возможность не просто получить новые знания, но и расширить собственный кругозор, тренировать память, мышление и воображение.
С этой целью педагогу необходимо подобрать такие занятия, которые будут направлены на поддержание интереса к процессу обучения. То есть занятия должны быть интересны, познавательны и увлекательны для учащихся. Особенно актуально использование игровых приемов, так как они наиболее интересны и привлекательны для детей.
Целесообразное и экономное использование времени учебного занятия.
Педагог должен четко отслеживать последовательность подачи учебного материала и его дозировку по времени. Основные этапы урока – повторение пройденного ранее, изучение нового материала, закрепление посредством выполнения практических заданий, обсуждение домашних заданий.
Использование разнообразного по составу комплекса методов обучения.
Педагог должен не просто иметь в арсенале различные методы обучения, но и уметь применять их на практике, сочетать друг с другом. Использование одного и того же метода допустимо на разных этапах урока. Например, словесный метод, используется на всех этапах урока. С целью эффективности данный метод может быть дополнен методом наглядности, проблемного изложения и т.д.
Использование разнообразных средств обучения.
Аналогично методам обучения, средства необходимо использовать в комплексе, с целью повышения эффективности. Сочетать различные средства, на разных этапах учебного занятия.
Осуществление формирования и тренинга способов умственных действий (СУД) учащихся.
Достигается посредством осуществления учащимися различных видов самостоятельной работы, с элементами взаимоконтроля и с постепенным переходом к самоконтролю.
Например, на уроках по русскому языку это может быть словарная работа с последующей взаимной проверкой; осуществление самоанализа сочинения или изложения.
В начале учебного года педагог начинает осуществлять работу по обучению учащихся умениям и навыкам самостоятельной работы. Осуществляется это посредством выполнения ряда заданий, которые требуют от учащихся умения находиться самостоятельно необходимую информацию. Далее педагог учит детей осуществлять проверку заданий, которые были выполнены другими учениками. Заключительным этапом является овладение навыками самоконтроля.
Высокий уровень эффективных межличностных отношений между педагогом и учащимися.
Формирование и поддержка необходимого уровня межличностных взаимоотношений возможна при соблюдении ряда следующих правил:
- педагог «видит» в каждом учащемся только положительные стороны и преимущества;
- одно из направлений деятельности педагога – это оказание помощи каждому учащемся поверить в свои силы и способности;
- педагог старается уберечь учащегося от совершения ошибок, в том случае если ошибка совершена – оказывает необходимую поддержку;
Объем и прочность полученных учащимися во время обучения знаний, умений и навыков (ЗУН).
Осуществляется посредством проведения различного рода письменных и устных работ – тематические, контрольные, самостоятельные, итоговые срезы и т.д. Данный контроль необходим не только педагогу, чтобы понять эффективность реализуемого им педагогического процесса, но и учащимся для того, чтобы понять каких результатов они достигли.