Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
Нарушение функций опорно-двигательного аппарата - это собирательное понятие, которое включает в себя разнообразные двигательные расстройства, имеющие периферическое иди органическое центральное происхождение.
У детей дошкольного возраста, имеющих различные нарушения функций опорно-двигательного аппарата, довольно часто отмечаются вторичные нарушения, связанные с задержкой психического развития. Данные нарушения вызваны дефектами в двигательной и речевой сферах, а также условиями окружения и воспитания дошкольника.
Зачастую задержка психического развития отмечается на начальных этапах обучения. Основными ее признаками являются малый объем знаний и представлений об окружающем мире, задержка вербального мышления, а также задержка формирования высших корковых функций.
Основные нарушения:
Неустойчивость внимания и высокая отвлекаемость, вследствие чего снижение ощущений, восприятий и представлений об окружающем мире.
Недостатки в памяти, которые характеризуются медленным освоение учебной информации и соответственно замедленным накоплением необходимых знаний и умений.
Разнообразные нарушения в умственной работоспособности. В основном они характеризуются двумя видами:
- равномерное и стойкое снижение работоспособности ребенка, в виде астенических проявлений;
- мерцающий (неравномерный) характер умственной работоспособности.
Таким образом, разнообразные психические нарушения отрицательно сказываются на усвоении детьми учебного материала, затрудняют процесс обучения, освоение трудовых навыков, игровых действий и т.д.
Все двигательные нарушения в разной степени определяют общую специфику воспитательно-образовательной деятельности детей дошкольного возраста, имеющих эти нарушения. Несформированность необходимых двигательных умений, зачастую является результатом не только нарушенной моторики, но и недостаточностью более сложных функций, лежащих в их основе.
Характеристика особенностей речевого развития детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
Процесс развития детей, имеющих разнообразные двигательные нарушения, во многом зависит от уровня развития у них речи, а точнее от уровня и степени нарушения ее развития.
Нарушения развития речи, оказывающие наибольшее влияние на процесс обучения детей дошкольного возраста:
- Нарушения в звукопризносительной стороне речи – это нарушения, которые характеризуется тем, что звуки произносятся с искажением, либо заменяются на другие схожие, либо вовсе не произносятся.Тяжесть нарушений в данном случае зависит от уровня дыхательных расстройств. Так, если у ребенка отмечается укорочение речевого выдоха, то в процессе разговора его речь теряет плавность, становится отрывистой («лающей»).
- Голосовые нарушения – характеризуются гнусавостью, монотонностью или немодулированностью речи.
- Насильственные движение – в процессе разговора у ребенка отмечаются непроизвольные движения. Например, неестественная улыбка, гримасы, открывание рта, высовывание языка. Особенно ярко данные нарушения проявляются в процессе разговора или устного ответа ребенка. Зачастую эти нарушения сопровождаются непонятной мимикой, неадекватной речью, слюнотечением или смехом. Все это затрудняет процесс общения ребенка со сверстниками и негативно сказывается на его развитии. На обучении данное нарушение также сказывается, в связи с тем, что перед ответом, ребенку необходимо не просто «собраться с мыслями», сформулировать ответ, но преодолеть насильственные движения.
- Сложности в определении звука на слух. Данное нарушение довольно часто связано с нарушением звукопроизношения. Дети не только в речи смешивают звуки, но не способны на слух отличить близкие по звучанию. Все это негативно сказывается на овладении письменной речью.
- Нарушение лексико-грамматической стороны речи – это нарушение отрицательно сказывается на пополнении и расширении разговорного словаря ребенка, в связи с тем, что он попросту не способен воспринимать и понимать значение многих слов. Особенно многозначные слова вызывают затруднения, ребенок не может понять их значение в зависимости от контекста.
Таким образом, особенности речевого развития у детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата связаны с физическими нарушениями в строении артикуляционного аппарата, а также с задержкой психического развития, являющейся вторичным заболеванием.
Помимо нарушений в устной речи, необходимо отметить нарушения в письменной речи, у детей дошкольного возраста, имеющих различные нарушения опорно-двигательного аппарата.
Необходимо отметить, что не все дети, которые имеют нарушения в устной речи, сталкиваются с проблемами в письме.
Основным фактором, оказывающим влияние на появление нарушений в письменной речи, являются разнообразные звукопроизносительные нарушения. Это связано с тем, что дети на слух неверно воспринимают звуки, соответственно неверно воспроизводят их в устной речи и эти же ошибки переносят в письмо.
Еще одной проблемой в письменной речи, является ее бедность и шаблонность, связанная со скудным словарным запасом детей. Эти сложности встречаются у детей с непроизвольными движениями в процессе разговора.
Необходимо отметить, что все проблемы речевого развития, негативно сказываются на процессе социализации ребенка, его взаимодействии с окружающими людьми. Все это приводит к тому, что у детей развиваются нервозность, неуверенность в себе, низкая самооценка и неадекватная самооценка.
Таким образом, наличие у детей дошкольного возраста двигательной патологии, требует пристального внимания со стороны специалистов, с целью их своевременного выявления и коррекции.
Все указанные особенности речевого развития детей дошкольного возраста с нарушениями функциями опорно-двигательного аппарата, необходимо учитывать при организации воспитательно-образовательной работы.