Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности преподавания ОРКСЭ детям, оставшимся без попечения родителей

Определение 1

ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) – это учебная дисциплина, входящая в программу обучения начальной школы и, ориентированная на получение детьми представлений о многообразии религий и культур народов, населяющих страну, и толерантном отношении к каждой из них.

Данная дисциплина специфична тем, что для ее полноценного и эффективного усвоения требуется единая направленность воспитания в семье и в школе и взаимодействие с родителями учащихся. В этой связи, преподавание данной дисциплины детям-сиротам и, оставшимся без попечения родителей, имеет ряд особенностей.

Краткая характеристика курса ОРКСЭ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Краткая характеристика курса ОРКСЭ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Методика преподавания дисциплины ОРКСЭ

Важной особенностью преподавания дисциплины ОРКСЭ является установление системы взаимодействия с родителями учащихся. Оно начинается с выбора модуля обучения и форм образовательной работы. Родители должны выбрать один из вариантов обучения и подтвердить его своим заявлением.

Методика обучения ОРКСЭ имеет ряд особенностей. К ним относятся:

  1. Обязательное включение в образовательный процесс семейных проектов. Они касаются приготовления национальных блюд, создание какой-то поделки, отражающей специфические черты культуры народа, написание эссе на тему своей национальной принадлежности и вероисповедания и т.д.
  2. Отсутствие оценочной системы. Данная учебная дисциплина ориентирована на усвоение норм социального поведения, культурных ценностей, коммуникативных навыков в системе многонациональной социальной среды. Оценка знаний не предполагает выставления какого-то балла. Происходит оценивание усвоения учащимися предметных, метапредметных знаний и формирование личностных свойств. Сюда входит формирование знаний о моральных ценностях и культурных нормах разных народов и развитие терпимости, уважения к многообразию культур, религиозных верований и национальных традиций. Для этого применяются творческие проекты, тренинги, проведение тестов, диагностирование личностных свойств. Итоги обучения подводятся на основе выставления баллов за проделанную работу.
  3. Ориентация на развитие самооценивания своих успехов в освоении дисциплины. Педагоги стремятся развить у учащихся навыки оценивания своих достижений, сравнения уровня собственного культурного развития за определенный временной период.
  4. В основе успешного освоения дисциплины лежит формирование мотивации учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию своих знаний в области культурного и религиозного развития разных народов.
  5. Усвоение дисциплины основывается на использовании исследовательских и проектных методов. Разнообразные социальные проекты, творческие работы, участие в конференциях, ролевые игры способствуют более успешному овладению социальными, религиозными и культурными знаниями.
«Особенности преподавания ОРКСЭ детям, оставшимся без попечения родителей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Проблемы в восприятии содержания учебной дисциплины ОРКСЭ учащимися, оставшимися без попечения родителей

Поскольку в основе религиозного и светского развития подрастающего поколения лежит сотрудничество школы с семьями учащихся, то преподавание данной учебной дисциплины детям-сиротам сталкивается с рядом проблем и противоречий. К ним относятся:

  1. Социальные условия развития детей-сирот приводят к неадекватному восприятию ребенком устройства социальной среды. Он не имеет родителей, которые окружают его любовью и заботой, дают ему чувство привязанности. В условиях нахождения в детских домах, дети оказываются неспособными к установлению близких отношений с людьми, поскольку они закрываются от окружающего мира, испытывая к нему негативные чувства.
  2. Переживание потери, которое уже было испытано ребенком, не желанно для него. В результате он упрощает себе жизнь: закрываясь от людей и переживаний.
  3. Мотивация педагогов к познания не является безусловной и эффективной для учащихся. Те приемы, которые используются для развития интереса к культурным ценностям и национальным особенностям с обычными детьми, оказываются безрезультатными при работе с детьми-сиротами. Это обусловлено безэмоциональным восприятием взрослого, вследствие наличия отрицательного опыта взаимодействия с родителями.
  4. Агрессивность при критике в свой адрес. Если в процессе познавательной деятельности ребенок совершает ошибку, то ее обозначение педагогом может вызвать агрессивную реакцию.
  5. Ограниченность жизненного опыта и социальных представлений в условиях проживания в детском доме.
  6. Отсутствие значимого взрослого, близкого для ребенка, к которому у него имеется эмоциональная привязанность , приводит к проблеме принятия социальных ценностей и культурных традиций.

Все эти проблемы требуют использования особого подхода в развитии у ребенка основ светской этики и принятия культурных ценностей разных народов.

Рекомендации по эффективному формированию у детей-сирот основ религиозных культур и светской этики

Чтобы достичь положительных результатов в преподавании дисциплины ОРКСЭ детям, оставшимся без попечения родителей, необходимо соблюдать ряд правил:

  1. Развитие адекватного представления детей о семье и родителях. Для этого, требуется проведение психологической работы с ребенком, с целью преодоления его защитных механизмов и формирования положительных взглядов на семью, на необходимость ее создания, ее важности и значимости для общества.
  2. Развитие реалистичных представлений о своем будущем. Необходимо сформировать у ребенка понимание того, какой его жизнь была ранее, какая она сейчас, и о том, что ее необходимо принять .
  3. Проведение индивидуальных бесед и консультаций на тему «Я», «Мое место в мире», «Что я люблю», «Какой я вижу свою будущую жизнь « и т.д.
  4. Демонстрация личного примера толерантного поведения педагога.
  5. Посещение церкви, мечети и иных религиозных институтов.
  6. Организация экскурсий в учреждения культуры и искусства.
  7. Развитие и укрепление духовно-нравственных основ социального поведения.
Дата последнего обновления статьи: 06.12.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot