Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика преподавания технологии с практикумом

Определение 1

Технология – это учебная дисциплина, являющаяся составным компонентом образовательной программы школы, в основе которой лежит трудовое обучение подрастающего поколения.

Иными словами, технология ориентирована на формирование у учащихся трудовых навыков в разных сферах и направлениях деятельности. Сюда входят и бытовые навыки, конструирование, приготовление пищи, ремонтные работы, кройка и шитье, посев растений и др.

Реализация уроков технологии в начальном школьном обучении опирается на поэтапную структуру работы и разработку методик проведения уроков разной направленности.

Структурные компоненты методики преподавания технологии

Методика и технология. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Методика и технология. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В структуру методики преподавания технологии входят следующие компоненты:

  1. Целевое назначение преподавания технологии на конкретном этапе обучения. Каждый урок технологии имеет определенное целевое назначение и соответствующие ему задачи. На уроках решаются образовательные, воспитательные, развивающие задачи.
  2. Принципы и методы обучения, используемые на конкретном этапа обучения, в конкретной возрастной группе учащихся.
  3. Методические основы подготовительной работы к урокам технологии. Здесь рассматриваются вопросы организации учебных занятий, дается методика реализации подготовительной работы.
  4. Выбор учебной литературы. Отражаются актуальные учебные пособия, учебники, методические инструкции, применяемые в преподавании конкретной темы, конкретного раздела или курса.
  5. Материалы, инструменты и операции, используемые в преподавании конкретной темы, освоении конкретных практических навыков на учебных занятиях. Здесь отражаются материалы и инструменты, которые допустимо использовать на конкретном этапе обучения, в конкретной возрастной группе, а также перечень операций, отвечающих требованиям безопасности.
  6. Содержание уроков технологии. Здесь отражаются возможные варианты проведения уроков технологии и их разновидности. Содержание уроков технологии включает в себя методики реализации занятий по следующим направлениям:

    • Методика работы с бумагой и картоном;
    • Методика работы с природными материалами;
    • Методика работы с различными видами ткани;
    • Методика выполнения оригами;
    • Методика работы «папье-маше»;
    • Методика выполнения аппликаций;
    • Методика конструирования;
    • Методика выполнения аппликаций;
    • Методика плетения и ткачества;
    • Методика вышивания;
    • Методика раскройки и шитья;
    • Методика приготовления пищи на уроках технологии;
    • Методика работы с разными видами инструментов;
    • Методика работы с разным оборудованием.

    На каждом этапе обучения в содержание методики преподавания технологии включаются разные направления деятельности.

  7. Критерии оценивания итогов освоения учащимися образовательной программы по технологии и формирования практических навыков по различным видам деятельности.

«Методика преподавания технологии с практикумом» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Методика проведения уроков-практикумов по технологии

Замечание 1

Каждое учебное занятие по технологии носит практическую направленность. В этом и состоит особенность данных уроков.

Урок-практикум. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Урок-практикум. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Практикумы по технологии включают в себя следующие этапы деятельности:

  1. Анализ конструкции изделия. Согласно теме урока выбирается изделие которое будет изготовлено. Это может быть техника оригами, аппликация, вышивка, шитье и др. Урок начинается с демонстрации учащимся изделия и проведения разбора его устройства. Показываются образцы изделия, его составные компоненты.
  2. Анализ технологии изготовления. Здесь, происходит демонстрация учащимся последовательности действий, ориентированных на изготовление конкретного изделия. Необходима наглядная демонстрация выполнения действия по созданию того или иного изделия, а также предоставление учащимся инструкции в письменном виде, которая послужит напоминанием о действиях, которые требуется совершить при самостоятельном выполнении задания.
  3. Организация рабочего места. Происходит формирование у учащихся навыков подготовки своего рабочего места к конкретному виду деятельности. Она включает в себя и инструктаж по технике безопасности.
  4. Практическая работа. На этом этапе реализуется трудовая деятельность учащихся. Педагог сопровождает этот процесс, контролирует правильность совершения учащимися операций, соблюдение ими техники безопасности.
  5. Анализ итогов деятельности. На данном этапе происходит актуализация знаний учащихся, подводятся итоги выполнения ими задания. Педагогу, необходимо оценить деятельность учащихся по установленным критериям, беря в расчет те компетенции, которые у них должны быть сформированы при овладении конкретным практическим навыком. Также, оценивается выполнение техники безопасности, акцентируется внимание на ее нарушениях. Здесь, необходимо брать в расчет возрастную категорию учащихся. Это влияет на выбор формы оценивания их деятельности.
  6. Уборка рабочего места. Педагог демонстрирует порядок уборки рабочего места, способы быстрого и правильного завершения деятельности.

Практикум урока технологии по созданию бумажной аппликации

Данный пример описывает методику проведения урока технологии по созданию аппликаций из бумаги.

На уроке изготавливается открытка из бумаги. Урок реализуется в несколько этапов:

  1. Проведение анализа конструкции образца. Педагог показывает учащимся открытку, акцентируя внимание на том, что это за изделие, для чего оно нужно, а также, на том, как она украшена – аппликации цветов.
  2. Анализ технологии изделия. Педагог демонстрирует порядок изготовления открытки. Первоначально берется лист картона и сворачивается пополам. Затем, происходит изготовление цветов из бумаги – сворачиваются трубочки и приклеиваются на картон в определенном порядке и определенным способом. Все эти действия демонстрируются педагогом: вырезание бумаги, ее сворачивание в трубочку, обработка картона клеем, приклеивание трубочек.
  3. Подготовка рабочего места. Учащимся необходимо сделать открытку самостоятельно. Для этого, подготавливается рабочее пространство: убирается все лишнее, подготавливаются инструменты: ножницы, клей. Раскладывается бумага и картон.
  4. Выполнение учащимися практической работы. Используется учебник по технологии, в котором дается инструкция по изготовлению открытки с иллюстрациями действий. В ходе выполнения работы учащиеся пользуются инструкцией.
  5. Подведение итогов. Педагог обращает внимание на работы учащихся, акцентирует внимание на совершенных ошибках. Например, неверное использование ножниц или клея. Также, работы учащихся ставятся на стол педагога для общего обозрения и анализируется соответствие работ образцу.
  6. Уборка рабочего места. Учащиеся собирают мусор, выкидывают отходы материала – бумаги, складывают инструменты и протирают стол от остатков клея.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 11.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot