Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности педагогических наблюдений

Особенности предназначения педагогических наблюдений

Определение 1

Педагогическое наблюдение – это метод, при помощи которого осуществляется целенаправленное восприятие определенного педагогического действия или явления для получения конкретных данных и фактов.

Основная особенность педагогического наблюдения заключается в том, что оно носит пассивный и созерцательный характер, исследователь не оказывает никакого влияния на исследуемые процессы, не имеет возможности их изменить.

Отличие педагогического наблюдения от бытового наблюдения заключается в том, что объект исследования имеет определенную конкретность и наделен специальными приемами регистрации наблюдаемых фактов и явлений.

Еще одной особенностью педагогического наблюдения является его предназначение, которое заключается в следующем:

  1. Выявление того, что происходит с ребенком, распознать причины его поведения и состояния, осмыслить возможные последствия.
  2. Определение ведущих интересов, умений и потребностей каждого ребенка, направленность его творческих умений.
  3. Возможность выбора правильной педагогической стратегии дальнейшего воспитания, обучения и развития детей.
  4. Определение динамики изменений в познавательном, физическом, социальном, эмоциональном и интеллектуальном развитии детей. Получение максимально точной и адекватной оценки общего развития ребенка. На основании полученных данных осуществление согласования мнений педагога и родителей ребенка, по его дальнейшему воспитанию и обучению.
  5. Определение наиболее эффективных методов, средств и приемов обучения и воспитания детей, а также разрешения разнообразных проблемных ситуаций, возникающих в рамках педагогического процесса. Кроме того, педагогическое наблюдение помогает прогнозировать возможное поведение ребенка и предотвращение возникновения негативных ситуаций и последствий.
  6. Получение общей информации об уровне развития ребенка, которой могут воспользоваться в дальнейшем, как педагоги, так и родители ребенка, с целью лучшего его понимания и координации собственных действий. Данный обмен информацией способствует установлению между родителями и педагогами необходимого партнерства, позволяющего оптимизировать процесс воспитания, обучения и развития ребенка.
  7. Внесение необходимых изменений в развивающую среду. В процессе наблюдения педагог отмечает, какие места и материалы дети используют во время свободной деятельности (перемены) и по возможности насыщают ими пространство группы (класса), создают необходимые условия в соответствии с потребностями детей.
  8. Определение моментов, которые вызывают озабоченность и требуют организованного педагогического вмешательства. Особенно это актуально, когда ребенок испытывает определенные трудности в воспитании, обучении или развитии.
  9. Необходимость внесения в учебный план изменений, с целью совершенствования воспитательно-образовательного процесса. Изменения осуществляются на основании тех данных, которые педагог получает в процессе педагогического наблюдения. Изменению подвергается содержание педагогического процесса, используемые педагогом методы и средства, возможная замена их на эффективные авторские технологии.
  10. Возможность получения обратной связи, которая показывает эффективность и успешность реализуемого педагогического процесса. Это позволяет педагогу объективно оценить собственный профессионализм.
«Особенности педагогических наблюдений» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основные требования к организации педагогического наблюдения

Организация педагогического наблюдения требует от организатора соблюдения ряда требований и условий, которые «вытекают» из особенностей данного метода исследования.

Основные требования и условия к организации педагогического наблюдения:

  1. Организуемое педагогическое наблюдение должно обязательно иметь определенную цель, которая подразумевает получения конкретного результата, представленного в виде достоверного заключения.
  2. Проведение педагогического наблюдения осуществляется по заранее составленному плану или разработанной Программе. Вся получаемая информация должна быть зафиксировано заранее выбранным способом (протокол, фотография и т.д.).
  3. Признаки, которые исследовать планирует наблюдать должны быть минимальны, так как это поможет обеспечить точность полученного результата. Чем детальнее исследованы некоторые признаки, тем точнее будет полученные данные и, соответственно, большую научную ценность они будут иметь.
  4. Наблюдение должно проводиться в естественных и реальных условиях.
  5. Необходимо заблаговременно определить возможные ошибки в наблюдении и постараться их предупредить.
Замечание 1

Основной особенностью педагогического наблюдения является то, что оно позволяет видеть каждого ребенка как отдельную личность, которая реализует свой собственный потенциал развития.

В связи с чем, большое значение в разработке педагогического наблюдения имеет планирование схемы его проведения:

  1. Определение актуальной проблемы или проблемной ситуации.
  2. Постановка цели наблюдения и формулирование задач.
  3. Определение объекта и предмета наблюдения.
  4. Подбор методов, средств и приемов наблюдения, а также регистрации получаемых данных и информации.
  5. Построение плана наблюдения.
  6. Подбор методов обработки полученных результатов.
  7. Непосредственное проведение процесса наблюдения, в соответствии с составленным планом.
  8. Обработка и интерпретация полученной в ходе наблюдения информации.

На основе такой или подобной схемы разрабатывается форма протокола, в который заносится только факт проявления той или иной реакции или поведения. Это позволяет в какой-то мере преодолеть недостатки, присущие наблюдению как методу научного исследования: субъективизм исследователя и трудность осуществления количественной статистической обработки полученных данных.

Дата последнего обновления статьи: 09.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot