Умственная отсталость – это отклонение в развитии, характеризующееся нарушением функционирования интеллектуальной сферы и психическим недоразвитием личности.
Умственная отсталость является серьезной патологией развития. Она может иметь разную степень проявления, но в любом случае приводит к возникновению у ребенка особых образовательных потребностей.
Концептуальные основы организации воспитания умственно отсталых детей
Процесс воспитания умственно-отсталого ребенка имеет коррекционную направленность. Это означает, что он реализуется специальными методами и средствами и ориентирован на устранение, минимизацию дефектов развития ребенка, устранение проблем его психической сферы, препятствующих полноценному обучению и познанию окружающего мира, а также вхождению в социальное пространство.
При реализации воспитательной работы с умственно-отсталыми детьми учитывается торможение в их развитии, уровень психического отклонения, развитость эмоциональной и физической сферы ребенка. Воспитательная работа реализуется в опоре на следующие концепции организации развития ребенка и его приобщения к миру:
- Частота смены видов деятельности. У умственно-отсталых детей наблюдается торможение развития, которое приводит к неспособности концентрировать внимание, задерживать его на объектов длительное время и выполнять одни и те же операции в течение долгих временных промежутков. Потому, деятельность требует постоянной смены, наполнения промежуточными операциями и постепенного увеличения времени, отводимого на нее.
- Многократное повторение материала. Чтобы ребенок с умственными отклонениями запомнил какую-то информацию, она должна быть несколько раз продублирована и повторяться в новых ситуациях и обстоятельствах.
- Игровая форма реализации воспитательной деятельности. Воспитание и развитие реализуется исключительно в игровой форме, исключая перенапряжение ребенка и формируя его положительный эмоциональный настрой на деятельность
- Использование усвоенных знаний в новых ситуациях. Это реализуется постепенно, с помощью педагога и иного взрослого. Дети пробую, совершают ошибки и учатся преодолевать препятствия, бороться с трудностями. Это оказывает положительное воздействие на психическую сферу ребенка и его интеллектуальные функции.
- Сочетание различных методов коррекционного обучения и развития. Здесь, важно использование тех методов, которые подходят для конкретного уровня развития ребенка и соответствуют функционалу его психической сферы. Например, если имеются речевые дисфункции, то использование словесных методов неактуально или должно быть минимизировано. Информации демонстрируется наглядными методами и закрепляется в ходе практической деятельности воспитанников.
- Организация совместной коллективной деятельности воспитанников. Она ориентирована на коммуникативное развитие воспитанников, формирование навыков их общения и взаимодействия. Такая деятельность должна быть реализовано ежедневно, в разных видах деятельности воспитанников. Это расширяет их опыт социального взаимодействия. Ведь, сформировать навыки правильного поведения можно только в реальных ситуациях общения.
Создание коррекционно-развивающей среды в учебном заведении
Для продуктивной реализации воспитательной работы с умственно-отсталыми детьми, требуется построение развивающего пространства, которое опирается на принципы коррекционной педагогики и позволяет организовать полноценное развитие ребенка с нарушенными психическими процессами.
Рисунок 1. Коррекционно-педагогическая работа с умственно отсталыми детьми. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
При построении коррекционно-развивающей среды в учебном заведении специального типа идет опора на соблюдение следующих условий:
- Наполнение пространства позитивными компонентами. Такие компоненты ориентированы на развитие интереса ребенка к деятельности, стимулирование его активности. Предполагается эстетическое оформление рабочего места ребенка, яркий окрас предметов, привлекающий внимание, интересные дизайнерские решения украшения ДОУ, школы;
- Использование большого количества разнообразных форм и методов коррекционно-развивающей деятельности, занятий, ориентированных на раскрытие потенциала воспитанников с разным уровнем интеллектуального развития;
- Ведение учета уровня развития учащихся и их успехов. Создается специальный информационный центр, который ведет статистику развития учащихся, оценивает их работы и динамику изменений их умственного развития;
- Наполнение коррекционно-развивающей среды отдельной группы компонентами, ориентированными на реализацию детьми самостоятельного досуга. Наполнение реализуется такими компонентами, которые соответствуют применяемому механизму компенсации их отклонений в развитии, и позволяет использовать их в самостоятельной игровой и иных видах деятельности.
Направления коррекционной воспитательной работы с умственно-отсталыми обучающимися
Коррекционное воспитание детей с нарушениями интеллекта реализуется по следующим основным направлениям работы:
- Развитие сенсомоторных навыков. Проводится работа по развитию двигательной активности пальцев рук, артикуляционной моторики, отрабатываются навыки каллиграфии.
- Развитие психической сферы личности. Здесь, проводится коррекция дисфункций разных аспектов психической деятельности: визуальное восприятие, пространственная ориентация, временные представления, развитие памяти и внимания, формирование навыков различать объекты по сенсорным параметрам, развитие речи, фонетико-фонематических представлений.
- Развитие мыслительной сферы деятельности. Проводится работа над развитием комбинаторных навыков, умениями планировать и организовывать свою деятельность, выдвигать предположения, образно мыслить, выполнять задания по инструкции, дифференцировать объекты, а также формируются навыки простейшего анализа, носящего соотносительный характер.
- Устранение недостатков эмоциональной сферы личности. Здесь реализуется коммуникативное развитие и формируются навыки социального взаимодействия.
- Речевое развитие. Оно связано с устранением разнородных дефектов речи, обогащением словаря ребенка и стимулирование использования им речи в своей жизнедеятельности.
- Расширение представлений об окружающем мире.
Рисунок 2. Система формирования знаний об окружвющем мире. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Коррекционная работа с умственно-отсталыми детьми, в первую очередь, ориентирована на максимально возможное сглаживание дефектов их развития, отклонений психической сферы и создание условий для получения ими представлений об окружающем мире и развития у них навыков жизнедеятельности в нем.