Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Содержание и организация внеурочных занятий для детей с умственной отсталостью по формированию знаний традиций

Целевое назначение и направления внеурочной деятельности детей с умственными отклонениями

Определение 1

Внеурочная деятельность ребенка с умственной отсталостью – это составная часть педагогического процесса, выражаемая в организации досуга и свободного времени ребенка с целью усвоения им общеобразовательной программы, но реализуемая в отличных от классно-урочной деятельности формах.

Внеурочная деятельность необходимая часть образовательного процесса ребенка с умственной отсталостью. Она включает в себя любые формы и разновидности деятельности учащихся, кроме процесса обучения, и направлена на решение задач воспитания, развития и социального становления личности ребенка, имеющего умственные отклонения.

Целевым назначением внеурочной деятельности детей с умственной отсталостью выступает создание дополнительных условий для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка с нестандартными потребностями, развитие и удовлетворение его интересов, выявление склонностей и обеспечение организации полезного и развивающего препровождения свободного времени.

Исходя из целевого назначения внеурочной деятельности, она ориентирована на решение ряда задач:

  1. Коррекция всех направлений развития умственно отсталого ребенка, с учетом его возраста и степени развития умственного нарушения;
  2. Развитие навыков самостоятельности, проявления инициативы и независимости в повседневной жизнедеятельности ребенка;
  3. Формирование познавательной заинтересованности;
  4. Развитие интересов и выявление склонностей;
  5. Формирование нравственных ориентиров во всех сферах и направлениях деятельности ребенка;
  6. Развитие коммуникативных навыков;
  7. Формирование ценностных ориентацией, усвоение традиций и обычаев, национальных ценностей и культурных норм;
  8. Развитие умения строить доверительные отношения;
  9. Формирование основ уважения и самоуважения;
  10. Развитие навыков установления сотруднических отношений с разными возрастными категориями граждан.
«Содержание и организация внеурочных занятий для детей с умственной отсталостью по формированию знаний традиций» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Внеурочная деятельность ребенка с умственной отсталостью неразрывно связана с его обучением. Она является логическим продолжением учебно-воспитательного процесса.

Основными направлениями внеурочной деятельности являются следующие:

  1. Коррекционно-развивающее. Оно предполагает проведение занятий, включающих систему упражнений коррекционной направленности для устранения нарушений умственного развития ребенка, интеллектуальной сферы его деятельности и иных сопутствующих дефектов в развитии ребенка.
  2. Нравственное. Оно ориентировано на развитие нравственных принципов, привитие основ нравственного поведения в социальной среде у ребенка с умственной отсталостью.
  3. Спортивно-оздоровительное. Оно включает комплекс физических занятий и спортивных мероприятий, построенных с учетом наличия у ребенка умственных отклонений.
  4. Общекультурное. Это направление включает в себя специальные занятия, которые помогают приобщить ребенка к культуре и традициям своей страны, своего народа, сформировать уважительное отношение к культуре своей страны и других стран, обычаям и традициям всех наций и народов планеты.
  5. Социальное. Оно ориентировано на создание оптимальных условий для прохождения социализации личности с умственными нарушениями.

Общекультурное направление внеурочной деятельности детей с умственной отсталостью

Это направление внеурочной деятельности ориентируется на формирование у детей с умственной отсталостью знаний традиций и обычаев своего народа, культурных ценностей своего народа и общемировых культурных ценностей, ознакомление ребенка с нравственно-этическими ценностями народа своей страны и народов других стран мира.

Это направление имеет важное воспитательное значение. Оно помогает воспитать навыки духовного развития и утвердить нравственные ориентиры поведения ребенка с умственными отклонениями.

Целевым назначением реализации данного направления является:

  • Развитие ценностных ориентиров общечеловеческого содержания;
  • Развитие активной жизненной позиции у умственно отсталого ребенка;
  • Воспитание основ гражданственности, правовой культуры;
  • Воспитание норм этического поведения и эстетических чувств;
  • Воспитание экологической культуры;
  • Привитие любви к прекрасному, уважения к своей стране, ее законам, истории и культуре, традициям и обычаям народов ее населяющих.

Это направление внеурочной деятельности способствует не только знакомству ребенка с традициями и культурой своей страны и своего народа, но и развивает коммуникативные навыки, укрепляет основы нравственности, развивает навыки применения своих знаний и умений в нестандартных ситуациях, активизирует творческие способности ребенка.

Для реализации внеурочной деятельности в этом направлении составляется программа, которая содержит разнообразные занятия и упражнения, которые ориентированы на работу с классом учащихся, его подразделением на небольшие группы, либо индивидуальную работу с отдельными учащимися. Выбор организационной формы внеурочной деятельности происходит на основе учета индивидуальных особенностей развития каждого учащегося с умственной отсталостью, степени развитости у них умственных дефектов и иных нарушений в развитии.

Среди разновидностей внеурочной деятельности, ориентированной на развитие знаний о традициях и обычаях можно выделить следующие:

  • Программа «Основы религиозной культуры и светской этики». Целевым назначением этой программы выступает духовно-нравственное воспитание учащихся с умственной отсталостью. Дети знакомятся с основами религиозной культуры, традициями и ценностями народов страны и мира, их значением в жизнедеятельности отдельного человека, семьи, всего социума. Также, у детей развиваются основы толерантности и уважения к национальностям и культурным ценностям;
  • Программа «Мой край». Она нацелена на развитие у учащихся с умственной отсталостью представлений о родном крае, городе, в котором они проживают, его истории, памятниках культуры. Предполагается развитие любви к своему родному краю и его особенностям, традициям и обычаям;
  • Программа «Мир вокруг нас». Она нацелена на формирование у ребенка знаний о законах мирового устройства: природы и общества. Дети расширяют свои знания об окружающем мире и объектах его населяющих, познают устройство общества, его культурные ценности и традиции, учатся жить по законам природы, бережно к ней относится.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot