Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основные виды педагогической деятельности

Виды педагогической деятельности

Определение 1

Педагогическая деятельность – это профессиональная деятельность, направленная на обучение и воспитание людей.

Основными видами педагогической деятельности являются:

  • воспитание;
  • преподавание;
  • научно-методическая деятельность;
  • культурно-просветительская деятельность;
  • управленческая деятельность.
Определение 2

Преподавание – это процесс управления познавательной деятельностью при обучении, который осуществляется в рамках любой организационной формы, имеет ряд жестких временных ограничений, строго определенную цель и пути достижения. Наиболее важный критерий эффективности преподавания – достижение цели учебной деятельности.

В современной отечественной педагогической теории обучение и воспитание рассматривается в их единстве. Единство обучения и воспитания в дидактической аспекте проявляется общностью цели и личностного развития, реальной взаимосвязью обучающей, развивающей и воспитательной функций.

Педагог должен сочетать в себе ученого и практика. Ученый должен быть компетентным исследователей и помогать получать новые знания о ребенке и педагогическом процесса, а практик – применять эти знания.

Часто педагог сталкивается с тем, что не может найти в научной литературе объяснения и способы решения конкретных случаев, которые встретил в практике, и ему необходимо обобщить результаты своей работы. Таким образом, научный подход является базисом собственно-методической педагогической деятельности.

Культурно-просветительская деятельность выступает в качестве составной части педагогической деятельности. Педагог знакомит родителей с разными отраслями педагогики и психологии, а учеников – с основами самовоспитания, популяризируя и разъясняя результаты новейших психолого-педагогических исследований и пр.

«Основные виды педагогической деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

При управлении группой детей, педагог выполняет ряд важных функций: планирует, обеспечивает организацию выполнения плана, мотивирует и стимулирует, то есть побуждает к достижению поставленной цели работы.

Состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя состоит их общей направленности его личности, а также определенных специфических черт:

  • организаторских;
  • коммуникативных;
  • перцептивно-гностических;
  • экспрессивных;
  • профессиональной работоспособности;
  • физического и психического здоровья.

При изучении психологии педагогической деятельности выделяют несколько проблем:

  • творческий потенциал и возможности преодоления педагогических стереотипов;
  • профессионализм педагога;
  • психологическая подготовка учителя;
  • подготовка учителей к системе развивающего обучения;
  • повышение квалификации учителей.

Структура педагогической деятельности

В отличие от понимания деятельности, которое принято в психологии, то есть, в качестве многоуровневой системы, к компонентам которой относят цель, мотив, действие и результат, применительно к педагогической деятельности преобладающим является выделение ее компонентов, как относительно самостоятельных функциональных видов педагогической деятельности.

Кузьминой Н.В. в структуре педагогической деятельности было выделено три взаимосвязанных компонента:

  • конструктивный;
  • организаторский;
  • коммуникативный.

Конструктивная деятельность включает:

  • конструктивно-содержательную – процесс отбора и композиции учебного материала, планирование и построение педагогической деятельности;
  • конструктивно-оперативная – процесс планирования как своих действий, так и действий учеников;
  • конструктивно-материальная – процесс проектирования учебно-материальной базы педагогической деятельности.

Организаторская деятельность предполагает необходимость выполнения определенной системы действия, которые направлены на включение учеников в разные типы деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Коммуникативной деятельностью предполагается установление педагогически целесообразный взаимоотношений между педагогом и учащимися, другими педагогами, родителями и представителями общественности.

Названные компоненты в равной степени могут быть отнесены не только к педагогической, но и к любому другому типу деятельности, а с другой – в них недостаточно полно раскрыты стороны и сферы педагогической деятельности.

Щербаков А.И. к общетрудовым компонентам, то есть тем, которые проявляются в любой деятельности, отнес конструктивные, организаторский и исследовательский. Но им была конкретизирована функция учителя на этапе реализации деятельности в качестве единства информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций.

Особое внимание стоит обратить на исследовательскую функцию, которую относят к общетрудовым, но ее реализация требует от учителя научно подходить к педагогическим явлениям, владеть умением эвристического поиска и методами научно-педагогического исследования, включая анализ собственного опыта и опыта других учителей.

Конструктивный компонент педагогической деятельности можно представить в качестве внутренне взаимосвязанной аналитической, прогностической и проективной функций. При углубленном изучении содержания коммуникативной функции, можно определить ее посредством взаимосвязанных перцептивной, непосредственно коммуникативной и коммуникативно-операциональной функций.

Перцептивную функцию связывают с проникновением во внутренний мир индивида, собственно коммуникативная предполагает установление педагогически целесообразных отношений, а коммуникативно-операциональная предполагает активное использование средства педагогической техники.

Эффективность педагогической деятельности обусловлена наличием в ней непрерывной обратной связи. Она дает возможность учителю своевременного получения информации, касающейся соответствия полученных результатов планирования задачам. В связи с этим, в структуре педагогической деятельности выделяют еще один компонент - контрольно-оценочный, или рефлексивный.

Дата последнего обновления статьи: 07.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot