Виды педагогической деятельности
Педагогическая деятельность – это профессиональная деятельность, направленная на обучение и воспитание людей.
Основными видами педагогической деятельности являются:
- воспитание;
- преподавание;
- научно-методическая деятельность;
- культурно-просветительская деятельность;
- управленческая деятельность.
Преподавание – это процесс управления познавательной деятельностью при обучении, который осуществляется в рамках любой организационной формы, имеет ряд жестких временных ограничений, строго определенную цель и пути достижения. Наиболее важный критерий эффективности преподавания – достижение цели учебной деятельности.
В современной отечественной педагогической теории обучение и воспитание рассматривается в их единстве. Единство обучения и воспитания в дидактической аспекте проявляется общностью цели и личностного развития, реальной взаимосвязью обучающей, развивающей и воспитательной функций.
Педагог должен сочетать в себе ученого и практика. Ученый должен быть компетентным исследователей и помогать получать новые знания о ребенке и педагогическом процесса, а практик – применять эти знания.
Часто педагог сталкивается с тем, что не может найти в научной литературе объяснения и способы решения конкретных случаев, которые встретил в практике, и ему необходимо обобщить результаты своей работы. Таким образом, научный подход является базисом собственно-методической педагогической деятельности.
Культурно-просветительская деятельность выступает в качестве составной части педагогической деятельности. Педагог знакомит родителей с разными отраслями педагогики и психологии, а учеников – с основами самовоспитания, популяризируя и разъясняя результаты новейших психолого-педагогических исследований и пр.
При управлении группой детей, педагог выполняет ряд важных функций: планирует, обеспечивает организацию выполнения плана, мотивирует и стимулирует, то есть побуждает к достижению поставленной цели работы.
Состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя состоит их общей направленности его личности, а также определенных специфических черт:
- организаторских;
- коммуникативных;
- перцептивно-гностических;
- экспрессивных;
- профессиональной работоспособности;
- физического и психического здоровья.
При изучении психологии педагогической деятельности выделяют несколько проблем:
- творческий потенциал и возможности преодоления педагогических стереотипов;
- профессионализм педагога;
- психологическая подготовка учителя;
- подготовка учителей к системе развивающего обучения;
- повышение квалификации учителей.
Структура педагогической деятельности
В отличие от понимания деятельности, которое принято в психологии, то есть, в качестве многоуровневой системы, к компонентам которой относят цель, мотив, действие и результат, применительно к педагогической деятельности преобладающим является выделение ее компонентов, как относительно самостоятельных функциональных видов педагогической деятельности.
Кузьминой Н.В. в структуре педагогической деятельности было выделено три взаимосвязанных компонента:
- конструктивный;
- организаторский;
- коммуникативный.
Конструктивная деятельность включает:
- конструктивно-содержательную – процесс отбора и композиции учебного материала, планирование и построение педагогической деятельности;
- конструктивно-оперативная – процесс планирования как своих действий, так и действий учеников;
- конструктивно-материальная – процесс проектирования учебно-материальной базы педагогической деятельности.
Организаторская деятельность предполагает необходимость выполнения определенной системы действия, которые направлены на включение учеников в разные типы деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.
Коммуникативной деятельностью предполагается установление педагогически целесообразный взаимоотношений между педагогом и учащимися, другими педагогами, родителями и представителями общественности.
Названные компоненты в равной степени могут быть отнесены не только к педагогической, но и к любому другому типу деятельности, а с другой – в них недостаточно полно раскрыты стороны и сферы педагогической деятельности.
Щербаков А.И. к общетрудовым компонентам, то есть тем, которые проявляются в любой деятельности, отнес конструктивные, организаторский и исследовательский. Но им была конкретизирована функция учителя на этапе реализации деятельности в качестве единства информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций.
Особое внимание стоит обратить на исследовательскую функцию, которую относят к общетрудовым, но ее реализация требует от учителя научно подходить к педагогическим явлениям, владеть умением эвристического поиска и методами научно-педагогического исследования, включая анализ собственного опыта и опыта других учителей.
Конструктивный компонент педагогической деятельности можно представить в качестве внутренне взаимосвязанной аналитической, прогностической и проективной функций. При углубленном изучении содержания коммуникативной функции, можно определить ее посредством взаимосвязанных перцептивной, непосредственно коммуникативной и коммуникативно-операциональной функций.
Перцептивную функцию связывают с проникновением во внутренний мир индивида, собственно коммуникативная предполагает установление педагогически целесообразных отношений, а коммуникативно-операциональная предполагает активное использование средства педагогической техники.
Эффективность педагогической деятельности обусловлена наличием в ней непрерывной обратной связи. Она дает возможность учителю своевременного получения информации, касающейся соответствия полученных результатов планирования задачам. В связи с этим, в структуре педагогической деятельности выделяют еще один компонент - контрольно-оценочный, или рефлексивный.