Педагог-дефектолог – это специалист педагогической сферы деятельности, занимающийся обучением, воспитанием и развитием детей с различными отклонениями в развитии, разной степенью ограниченных возможностей и вариативными образовательными потребностями.
Роль данного специалиста сводится к построению специального образовательного пространства, с особыми условиями функционирования, ориентированными на удовлетворение образовательных потребностей учащихся с отклонениями в развитии. Без специальных условий их полноценное развитие попросту невозможно.
Поскольку, отклонений в развитии огромное множество, то и знания педагога-дефектолога должны быть обширными, а подходы к реализации образовательной деятельности – многогранными.
Разновидности дефектологических специальностей
Существуют следующие разновидности специальностей дефектологической направленности:
- Олигофренопедагог. Он занимается обучением детей с умственными недостатками развития – умственная отсталость, интеллектуальная недостаточность.
- Сурдопедагог. Он обучает детей с нарушениями слуха – слабослышащие, неслышащие.
- Логопед. Он проводит занятия, логопедическую терапию, ориентированную на коррекцию, устранение речевых патологий разного рода. Они являются следствием иных отклонения развития или же существуют в качестве отдельного дефекта развития.
- Тифлопедагог. Занимается обучением детей с нарушениями зрения.
Педагог-дефектолог занимается обучением разным видам деятельности, способствует введению ребенка в образовательное пространство, его приспособлению к социальной среде, знакомит его с окружающим миром и учит жить в нем, а также формирует систему взаимодействия с родителями, помогая им в решении проблем воспитания «особенного» ребенка и вариантов развития его познавательного, творческого, физического потенциала.
Педагоги-дефектологи работают в специализированных учебных заведениях, деятельность которых связана с обучением детей по специальным коррекционным программам т.е. обучение реализуется в условиях наличия того или иного отклонения в развития и необходимости его коррекции для полноценного усвоения образовательной программы. Также, дефектологи работают с дошкольника в ДОУ и в реабилитационных центрах с людьми разных возрастов. Здесь их деятельность связана с оказанием помощи в восстановлении после перенесенных заболеваний, полученных травм, приведением психоэмоционального состояния и интеллектуального развития в норму.
Основные требования к профессиональному развитию педагога – дефектолога
Специфика данной сферы деятельности выдвигает перед педагогом определенные задачи. Их реализация требует конкретных профессиональных знаний и навыков.
Педагогу-дефектологу необходимо владеть знаниями в области:
- Возрастной динамики развития детей и ее особенностей;
- Специфики педагогических приемов и методов, используемых в разные возрастные этапы развития ребенка и, ориентированных на определенные направления развития;
- Анатомических, физиологических и клинически основ дефектологии;
- Методов и приемов коррекционного обучения;
- Программных требований в области обучения детей с отклонениями в развитии;
- Методических основ коррекционного обучения;
- Передового дефектологического опыта деятельности;
- Инновационных технологий дефектологического обучения и достижений педагогической науки в целом;
- Современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного и развивающего обучения.
Однако, знания – это далеко не все в профессии педагога-дефектолога. Для успешной работы, ему требуется владение следующими навыками:
- Проектировка образовательного процесса, ориентированного на обучение детей конкретного уровня физического, умственного развития, функционирования психоэмоциональной сферы;
- Корректировка образовательной программы, индивидуальных образовательных маршрутов в зависимости от достигнутого уровня развития детей с ограниченными возможностями;
- Проведение психолого-педагогической диагностики уровня развития учащихся на всех этапах обучения;
- Разработка индивидуальных образовательных маршрутов коррекционной направленности;
- Разработка коррекционной образовательной среды, ее наполнение необходимыми компонентами, ориентированными на удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся, активизацию их познавательной, физической, психической сферы личности с особыми образовательными возможностями;
- Оказание консультационных услуг учащимся и родителям в области решения их трудностей в обучении и развитии, воспитании детей с ограниченными возможностями, а также плодотворного вливания в социальную среду.
В ходе своей деятельности педагог-дефектолог формирует определенный профессиональный опыт, который необходимо поддерживать и развивать, посредством самообразовательной деятельности, изучения передового опыта работы педагогов-дефектологов всего мира, а также, прохождения специальных курсов повышения квалификации педагогов системы специального образования.
Профессионально значимые личностные качества педагога-дефектолога
Помимо требований к профессиональной подготовке педагога-дефектолога, имеются определенные требования к его личности.
Как и любом у педагогу, дефектологу необходимо обладать педагогическим тактом, быть порядочным, честным, любить детей и свою профессию, выносливым, стрессоустойчивым, сдержанным, терпимым, способным к сопереживанию, участливым и др.
Эти свойства необходимы не только педагогам, не только дефектологам, но и обычным людям, специалистам иных профессий.
Что касается профессионально значимых личностных качеств, требуемых для успешной реализации своей профессиональной деятельности, то педагог-дефектолог должен обладать:
- Решительностью. Зачастую, она выступает залогом успешной реализации профессиональной деятельности, успешного развития детей с различными особенностями.
- Практицизм. Иными словами, педагогу-дефектологу нужна деловая хватка, ориентация в своей деятельности на достижение конкретного результата.
- Интуиция. Она помогает подбирать психодиагностические методики работы и формировать коррекционную направленность обучения.
- Оптимизм. Он заключается в социально активном отношении к субъектам образования и обществу, в которое их необходимо ввести.
- Психологическая устойчивость. Она является следствием работы с особой категорией учащихся.
- Активная мировоззренческая и жизненная позиция. Она помогает педагогу осмыслить социальную действительность и место ребенка с ограниченными возможностями в ней.
- Высокий уровень культурного развития.
- Любовь и уважение к детям, независимо от их уровня развития.