Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основные организационные формы и технологии обучения взрослых

Особенности технологии обучения взрослых

Определение 1

Технология обучения взрослых – это отрасль андрагогики.

На всех стадиях учебного процесса, в котором принимают участие две его стороны: взрослые обучающие и взрослые обучающиеся, технология обучения включает в свой состав методы, приемы и технику реализации процесса обучения, ориентированного на достижение определенных целей и задач.

Изменение технологии обучения возможно только в случае кардинальных перемен, произошедших с его участниками и изменением процесса их взаимодействия.

Специфика технологии обучения взрослых состоит в том, что она базируется на принципах андрагогики. Андрагогика – это наука о саморазвитии, самореализации и самосовершенствовании человека в процессе всей его жизнедеятельности. Она ориентирована на раскрытие личности в любом возрасте, развитие ее стремления к непрерывному саморазвитию и совершенствованию своих знаний и навыков в различных областях и направлениях деятельности.

Процесс обучения взрослых целесообразно строить именно на базе андрагогики, поскольку в этом случае, обучения основывается на приоритете позиций обучаемого в процессе обучения. Обучающий только помогает сформировать опыт, расширить кругозор, дать больший объем знаний и навыков обучаемому, раскрыть его природный потенциал и реализовать себя в различных сферах.

Основными принципами андрагогики, определяющими специфику технологии обучения взрослых, являются следующие:

  1. Принцип развития самостоятельности. Он означает, что обучающийся рассматривается, как целостная, всесторонне развития личность, самостоятельно принявшая решение учиться, следуя какой-то цели, стремясь раскрыть себя, осознать свою значимость в социальной среде, самореализоваться;
  2. Принцип опоры на имеющиеся знания и навыки обучающегося. Поскольку, обучающийся является взрослым человеком, то он имеет за своими плечами жизненный опыт, багаж знаний и навыков, которые можно использовать в учебном процессе;
  3. Принцип практичности. Он означает, что взрослый человек стремится быстрее реализовать на практике те знания и умения, которыми он овладел в ходе обучения;
  4. Принцип подверженности процесса обучения влиянию многих факторов. На процесс обучения взрослого человека влияет время, пространство, общество и тенденции его развития, бытовая и профессиональная сфера его деятельности. эти факторы могут, как ограничивать процесс обучения, так и, напротив, способствовать его активизации;
  5. Принцип взаимодействия участников учебного процесса: обучающего и обучающегося. Это взаимодействие реализуется на всех стадиях учебной деятельности;
  6. Принцип эклектичности обучения. Такое обучение предполагает свободный выбор обучающимся форм и методов обучения, его программ, системы оценивания, целевого назначения и т.д.;
  7. Принцип рефлективности обучения. Предполагается, что обучающийся делает осознанный выбор в пользу своего обучения, к которому у него имеются свои мотивы
«Основные организационные формы и технологии обучения взрослых» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Андрагогическая модель технологии обучения взрослых

Целевое назначение процесса обучения взрослых, в основном, всегда имеет четкое обоснование и практическую значимость для конкретного направления деятельности человека: профессионального, бытового, социального, личностного.

Если взрослый человек начинает обучаться, то он заранее имеет представление о том, каким образом он будет применять знания и умения в дальнейшей жизнедеятельности, понимает для чего они ему нужны и, насколько они важны.

Взрослый человек является самостоятельной, организованной личностью. Он имеет жизненный опыт, на котором базируется его обучение и, который применяется для обучения его коллег. Кроме того, обучение взрослого всегда мотивировано т.е. он готов получить знания и навыки для конкретных целей.

Технология обучения взрослых, базирующаяся на андрагогической модели, основывается на следующих моментах:

  1. Приоритетная роль обучающегося в учебном процессе. Обучающегося нельзя назвать обучаемым, поскольку, именно он определяет цели, задачи, содержание, функциональную роль и практическое применение тех знаний и навыков, которые он получит в ходе учебной деятельности;
  2. Осознание взрослым человек своей самостоятельности, способности к саморазвитию, самоконтролю и самоуправлению;
  3. Обучение взрослого происходит для решения им какой-то, имеющейся жизненной проблемы, профилактики ее развития или достижения конкретной цели;
  4. Полученные знания и навыки в учебном процессе, находят моментальное практическое применение;
  5. Процесс обучения взрослых подвержен внутреннему и внешнему воздействию различных факторов среды и внутреннего развития личности;
  6. Обучение взрослых носит, в основном, интенсивный характер т.е. оно проходит быстро, по четко установленной программе.

Контекстное обучение

Определение 2

Контекстное обучение – это форма активного обучения взрослого человека в высшей школе, направленная на его профессиональную подготовку.

Такое обучение ориентировано на подготовку студента к его дальнейшей профессиональной деятельности, по выбранной специальности или переподготовку кадров, в случае перепрофилирования деятельности предприятия. Обучение основывается на построении моделей профессиональной деятельности. Обучающийся осознает необходимость его теоретических знаний и находит способ их применения в профессиональной деятельности. такая форма обучения мотивирует учащихся, делает обучение более осознанным и целесообразным, а главное, продуктивным.

Контекстная форма обучения делает его процесс более динамичным за счет опоры на следующие принципы:

  1. Принцип включения студента в учебный процесс.
  2. Принцип моделирования компонентов и процессов профессиональной деятельности.
  3. Принцип проблемного обучения.
  4. Принцип опоры на традиционные и инновационные методы обучения при их взаимодействии.
  5. Принцип единства обучения и воспитания профессионалов.
Дата последнего обновления статьи: 18.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot