Основные положения ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – это совокупность обязательных для выполнения требований к образованию на определенном уровне, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовых актов.
ФГОС закреплен на законодательном уровне в ст. 7 Закона РФ «Об образовании» и ст. 5 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
В ст. 7 Закона РФ «Об образовании» выделены следующие наиболее значимые особенности законодательного определения места и роли ФГОС в образовании:
- в РФ установлены государственные образовательные стандарты, которые состоят из федерального и регионального компонентов, а также компонента образовательного учреждения. РФ, представленная федеральными органами государственной власти, установила обязательный для изучения содержательный минимум основных образовательных программ, а также максимально допустимый объем учебной нагрузки учеников, требования к подготовке выпускников школ;
- реализуя образовательные программы в отношении учащихся с отклонениями в развитии можно установить специальные государственные образовательные стандарты;
- порядок разработки, утверждение и введение ГОСов определяет Правительство РФ, за исключением случаев, закрепленных в законах;
- основные положения ГОСов, порядок их разработки и утверждение установлены федеральным законом;
- ГОСы утверждаются не реже одного раза в 10 лет;
- ГОСы – основа объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников, вне зависимости от формы получения образования.
Структура ФГОС
Одна из наиболее типичных черт современного российского ФГОС – это федеральный и национально-региональный компоненты, выделяемые в его структуре, чем отчетливо характеризуется федеративный характер образовательного законодательства и всей образовательной системы.
Федеральный компонент состоит из нормативов, обеспечивающих единство педагогического пространства РФ и интеграцию личности в систему мировой культуры. Он взаимосвязан с изучением дисциплин общекультурного и общегосударственного значения, например, русского языка, математики, философии и пр.
Национально-региональный компонент состоит из норм, соответствующих той части содержания образования, в которой отражается национальное и региональное значение культуры – родной язык, история края и пр.
Компонент образовательного учреждения содержит специфические черты рассматриваемого образовательного учреждения, давая ему возможность самостоятельной разработки и реализации образовательных программ и учебных планов.
Федеральный и национально-региональный компоненты включают:
- описание содержания образования на каждой его ступени, которое должно быть предоставлено учащемуся государством:
- требования к минимально необходимому уровню подготовленности учащихся в рамках указанного объема содержания;
- максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.
Стандарт в содержательном аспекте предусматривает:
Овладение базовыми понятиями и умениями, включающими:
- узнавание и воспроизведение основных понятий изучаемой отрасли знания;
- умение дать им определения;
- раскрыть содержание понятия и его объем;
- установить межпонятийные связи с соседними понятиями;
- дать практическую интерпретацию понятию.
Знание теорий, концепций и закономерностей науки, ее истории и методологии, проблем и прогнозов.
Умение применить научное знание на практике в процессе решения познавательной или практической задачи в стабильной иди изменяющейся обстановке.
Знание основного перечня общественных проблем и понимание своей роли в решении социальных, экономических, экологических, производственных, семейных, культурных и других вопросов.
Овладение технологией непрерывного самообразования по разным отраслям знаний, науки и видам деятельности.
Впервые в РФ разработали образовательные стандарты в качестве целостной системы требований к образовательной системе всего государства. Стандарт второго поколения является целостной системой и обеспечивает необходимость системных изменений во всей деятельности образовательных учреждений по всей стране. Основой внедрения стандартов считают новую организационно-экономическую модель образования, призванную обеспечивать эффективность этой системы. Иными словами стандарт образования второго поколения обеспечивает баланс целей личности, государства и общества в системе образования.
Функции ГОСТов
Охарактеризовать государственные образовательные стандарты полностью невозможно без определения их роли и значимости в обществе и образовательной системе, что отражено функциями стандартов. Основными такими функциями являются:
- критериально-оценочная, предполагающая, что стандарт представляет эталон, на которой ориентирован весь учебный процесс;
- сохранение целостности образовательного пространства страны, то есть стандартами фиксируется объем и уровень полноценного базового образования в многообразии типов и видов учреждений образования;
- повышение качества образования: стандартом задается уровень качества образования, необходимый для достижения;
- обеспечение конституционного права граждан на полноценное образование, то есть государственным стандартам в системе гарантий прав на образование отведена важная роль;
- гуманизация образования, предполагает, что стандартами открывается путь к получению многоуровневого образования, в котором содержание учебной программы может превысить нормы стандарта. Это стимулирует личностно-ориентированное обучение в соответствии с интересами, способностями и возможностями учащихся;
- управление процессом и качеством образования предполагает использование стандартов органами управления образованием, чтобы создать эффективную систему контроля за качеством образования.