Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основные функции государственного образовательного стандарта

Основные положения ФГОС

Определение 1

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – это совокупность обязательных для выполнения требований к образованию на определенном уровне, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовых актов.

ФГОС закреплен на законодательном уровне в ст. 7 Закона РФ «Об образовании» и ст. 5 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

В ст. 7 Закона РФ «Об образовании» выделены следующие наиболее значимые особенности законодательного определения места и роли ФГОС в образовании:

  • в РФ установлены государственные образовательные стандарты, которые состоят из федерального и регионального компонентов, а также компонента образовательного учреждения. РФ, представленная федеральными органами государственной власти, установила обязательный для изучения содержательный минимум основных образовательных программ, а также максимально допустимый объем учебной нагрузки учеников, требования к подготовке выпускников школ;
  • реализуя образовательные программы в отношении учащихся с отклонениями в развитии можно установить специальные государственные образовательные стандарты;
  • порядок разработки, утверждение и введение ГОСов определяет Правительство РФ, за исключением случаев, закрепленных в законах;
  • основные положения ГОСов, порядок их разработки и утверждение установлены федеральным законом;
  • ГОСы утверждаются не реже одного раза в 10 лет;
  • ГОСы – основа объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников, вне зависимости от формы получения образования.

Структура ФГОС

Одна из наиболее типичных черт современного российского ФГОС – это федеральный и национально-региональный компоненты, выделяемые в его структуре, чем отчетливо характеризуется федеративный характер образовательного законодательства и всей образовательной системы.

Федеральный компонент состоит из нормативов, обеспечивающих единство педагогического пространства РФ и интеграцию личности в систему мировой культуры. Он взаимосвязан с изучением дисциплин общекультурного и общегосударственного значения, например, русского языка, математики, философии и пр.

Национально-региональный компонент состоит из норм, соответствующих той части содержания образования, в которой отражается национальное и региональное значение культуры – родной язык, история края и пр.

Компонент образовательного учреждения содержит специфические черты рассматриваемого образовательного учреждения, давая ему возможность самостоятельной разработки и реализации образовательных программ и учебных планов.

Федеральный и национально-региональный компоненты включают:

«Основные функции государственного образовательного стандарта» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • описание содержания образования на каждой его ступени, которое должно быть предоставлено учащемуся государством:
  • требования к минимально необходимому уровню подготовленности учащихся в рамках указанного объема содержания;
  • максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.

Стандарт в содержательном аспекте предусматривает:

  1. Овладение базовыми понятиями и умениями, включающими:

    • узнавание и воспроизведение основных понятий изучаемой отрасли знания;
    • умение дать им определения;
    • раскрыть содержание понятия и его объем;
    • установить межпонятийные связи с соседними понятиями;
    • дать практическую интерпретацию понятию.
  2. Знание теорий, концепций и закономерностей науки, ее истории и методологии, проблем и прогнозов.

  3. Умение применить научное знание на практике в процессе решения познавательной или практической задачи в стабильной иди изменяющейся обстановке.

  4. Знание основного перечня общественных проблем и понимание своей роли в решении социальных, экономических, экологических, производственных, семейных, культурных и других вопросов.

  5. Овладение технологией непрерывного самообразования по разным отраслям знаний, науки и видам деятельности.

Впервые в РФ разработали образовательные стандарты в качестве целостной системы требований к образовательной системе всего государства. Стандарт второго поколения является целостной системой и обеспечивает необходимость системных изменений во всей деятельности образовательных учреждений по всей стране. Основой внедрения стандартов считают новую организационно-экономическую модель образования, призванную обеспечивать эффективность этой системы. Иными словами стандарт образования второго поколения обеспечивает баланс целей личности, государства и общества в системе образования.

Функции ГОСТов

Охарактеризовать государственные образовательные стандарты полностью невозможно без определения их роли и значимости в обществе и образовательной системе, что отражено функциями стандартов. Основными такими функциями являются:

  • критериально-оценочная, предполагающая, что стандарт представляет эталон, на которой ориентирован весь учебный процесс;
  • сохранение целостности образовательного пространства страны, то есть стандартами фиксируется объем и уровень полноценного базового образования в многообразии типов и видов учреждений образования;
  • повышение качества образования: стандартом задается уровень качества образования, необходимый для достижения;
  • обеспечение конституционного права граждан на полноценное образование, то есть государственным стандартам в системе гарантий прав на образование отведена важная роль;
  • гуманизация образования, предполагает, что стандартами открывается путь к получению многоуровневого образования, в котором содержание учебной программы может превысить нормы стандарта. Это стимулирует личностно-ориентированное обучение в соответствии с интересами, способностями и возможностями учащихся;
  • управление процессом и качеством образования предполагает использование стандартов органами управления образованием, чтобы создать эффективную систему контроля за качеством образования.
Дата последнего обновления статьи: 10.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot