Необходимость организации совместной работы на уроках технологии
Совместная работа – это выполнение людьми с разными функциональными обязанностями и возможностями определенных операций, ориентированных на достижение единой цели.
Совместная работа в учебном процесса ориентирована на достижение целей и задач образования. Она применяется в качестве формы организации работы на уроках и помогает решить различные задачи и проблемы учебного процесса, посредством совместной деятельности учащихся и педагога.
Что касается дисциплины «Технология», то организация совместной работы на учебных занятиях данной дисциплины имеет важное значение. Групповая работа является необходимым аспектом деятельности педагога и ориентации учащихся на познании данной дисциплины.
Необходимость организации совместной работы учащихся на уроках технологии обусловлена следующими параметрами:
- Мотивация к познанию.
- Развитие интереса к данной дисциплине.
- Активизация познавательной работы каждого учащегося, через вовлечение его в коллективное действие и взаимодействие.
- Формирование индивидуальных свойств личности учащихся: склонностей, интересов, раскрытие потенциальных возможностей.
- Снижение уровня нагрузки на учащихся, посредством сокращения их уровня тревожности: работать вместе спокойнее и веселее. Учащиеся понимают, что отсутствие у них каких-то способностей, компенсируется работой других членов команды. Это снижает страхи потерпеть неудачи в решении познавательных задач.
- Рост эффективности освоения образовательной программы.
- Создание положительной обстановки на уроке, благоприятного психологического микроклимата.
- Привлечение к активной работе учащихся с разным уровнем знаний и навыков, познавательными способностями и творческими возможностями.
- Развитие интеллектуальной, информационной, коммуникативной, исследовательской культуры учащихся.
- Осознание смысла и значения изучения данной дисциплины каждым учащимся.
- Развитие активной субъектной позиции в познавательном процессе не только данной дисциплины, но и всей образовательной программы.
- Положительное воздействие на эмоциональное состояние учащихся.
- Использование нестандартных форм и методов работы на уроке.
- Развитие основ самостоятельной деятельности: познания, поиска информации, создания чего-либо.
- Создание атмосферы для естественного самовыражения и самоутверждения каждого учащегося.
- Развитие навыков коммуникативного взаимодействия.
- Формирование ситуации успеха на уроке для каждого учащегося.
- Развитие основ технического мышления.
Эти параметры обуславливают активное использование совместной работы на уроках технологии и требования к ее проведению, установленные ФГОС.
Принципы организации совместной работы учащихся на уроках технологии
Эффективность совместной работы учащихся определяется правильностью ее организации. Тщательно подготовленный к работе класс, определение ее порядка и последовательности, соблюдение последовательности выполняемых операций является залогом успешности реализации отдельного учебного занятия по данной дисциплине.
Эффективность совместной работы на уроках технологии определяется опорой на следующие принципы ее организации:
- Принцип равнозначности учащихся. Учитывается уровень развития каждого учащегося, его интеллектуальные и иные возможности, познавательная активность.
- Принцип учета особенностей конкретной группы. Если учащиеся разделяются на группы, то происходит объединение детей с разными способностями и возможностями, уровнем развития. Это требует учета при предоставлении им заданий.
- Принцип распределения ролей. Он означает распределение ролей и функциональных обязанностей между членами группы в зависимости от их потенциальных возможностей.
- Принцип представления групповых заданий. Он означает, что все задания должны быть ориентированы на принятие коллективных решений, т.е. требуется организовать совместный поиск решения, а при лимитированном времени этого можно достичь только совместной работой, взаимодействием, коллективным творчеством.
- Принцип коммуникативного взаимодействия. Должна быть создана благоприятная обстановка для взаимодействия между всеми членами коллектива и между группами учащихся, работающих на уроке.
- Принцип аналитической работы. Он означает, что итоги своей деятельности должны быть проанализированы группой учащихся. Итогом работы должна стать рефлексия учебной деятельности.
- Принцип значимой деятельности. Совместная работа на уроке должна носить практическую значимость и быть ориентированной на создание личностно или социально значимых продуктов трудового процесса, посредством активной трудовой деятельности, использования своих технологических познаний.
Варианты организации совместной работы на уроках технологии
Совместная работа на уроках технологии реализуется посредством разделения учащихся на группы. Существует несколько способов разделения учащихся на группы. Их выбор зависит от целевого назначения учебного занятия, предусмотренных видов деятельности.
Основными способами разделения учащихся на группы на уроках технологии являются:
- Разделение по желанию. Происходит формирование групп, члены которых сами захотели стать участниками единой команды, имеют общие интересы.
- Разделение по конкретным признакам. Выбирается исходный параметр, который станет основой деления. Признак может иметь отношение к учебному процессу, а может и нет. Например, можно разделить учащихся по алфавиту: буква имени, фамилии, а можно объединить детей, которые не особенно желают общаться друг с другом, чтобы их сблизить, сформировать у них эмоциональную связь и т.д.
- Разделение случайным образом. Оно основано на хаотичном формировании группы т.е. не имеется какого-то конкретного признака ее формирования. Это может быть тяга жребия, считалка, создание групп из рядов класса и т.п.
- Разделение с выбором лидера. Выбираются лидеры каждой команды, которые по очереди отбирают участников.
- Разделение педагогом. В зависимости от целей занятия, педагог выбирает критерий разделения на группы: интеллектуальные способности, познавательная активность, творческое мышление, работоспособность, темп работы.