Значимость внедрения ФГОС в педагогическую работу
Педагогическая работа – это деятельность, обеспечивающая эффективные отношения, которые возникают между педагогом и детьми при передаче им духовно-практического опыта.
Современный ФГОС задает определенный ориентир развития образовательной системы и организации педагогической работы с детьми в условиях образовательного учреждения. В соответствии с ФГОС в настоящее время значительно повышены требования к качеству организуемой педагогической работы, профессиональной подготовке педагогов. Так, профессиональная подготовка педагогических кадров должна отвечать принципам мобильности, гибкости, интеграции и конкурентоспособности.
ФГОС ориентирует педагогов на постоянное совершенствование и повышение педагогического мастерства и профессиональных компетенций. Данное требование также включает в себя повышение способности педагога организовать эффективный педагогический процесс, основанный на профессиональном опыте, специальных знаниях и умениях решать разнообразные воспитательные и образовательные задачи.
Внедрение ФГОС в педагогическую работу определено конкретно поставленными целями и задачами по воспитанию, обучению и развитию детей, достижение которых видится в инновационном подходе к организации педагогической деятельности, основанной на постоянном совершенствовании профессионального мастерства педагогов.
Педагогическая работа с детьми в условиях реализации ФГОС
Педагогическая работа с детьми в условиях реализации ФГОС в первую очередь ориентирована на формирование у детей общей культуры, развитие индивидуального творческого потенциала и способностей. Данная работа осуществляется исходя из того, что каждый ребенок является индивидуальным субъектом отношений с окружающими людьми, миром и самим собой. Все это требует от педагогов создания эффективной развивающей среды, в рамках образовательного учреждения. Развивающая среда должна быть ориентирована на всестороннее развитие каждого ребенка, с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей, возможностей и потребностей.
Развивающая среда образовательного учреждения должна включать в себя несколько зон. Так, если это среда, которая организуется в рамках детского сада, то она должна включать в себя зоны для экспериментирования, театрализованный уголок, уголки коммуникативной деятельности и т.п. Если среда, организуется в начальной школе, то она должна включать в себя уголок для рисования, чтения, настольных игр и т.д.
Таким образом, при организации предметно-развивающей среды необходимо учитывать возраст детей, их интересы, потребности возможности. Только правильно организованная развивающая среда будет способствовать всестороннему и своевременному развитию детей, удовлетворять все их потребности (в чтении, экспериментировании, уединении и т.п.).
Помимо того, что предметно-развивающая среда должна соответствовать возрасту, возможностям и потребностям детей, она должна отвечать следующим принципам:
- Принцип трансформируемости – возможность изменения предметно-развивающей среды в зависимости от воспитательно-образовательной ситуации.
- Принцип безопасности – включать в себя только безопасные для детей предметы, расстановка мебели (столы, стулья, ширмы и т.д.), должны исключать возможности травматизма среди детей.
- Принцип эффективности – все пространство, которое отведено под развивающую среду, должно быть использовано педагогом с максимальной эффективностью, все элементы среды должны быть задействованы в развитии, обучении и воспитании детей.
- Принцип доступность – является основным принципом при организации развивающей среды, подразумевает, что предметы и материалы, включенные в среду должны быть в свободном доступе для детей. Помимо этого, все материалы, средства, предметы и пособия располагаются на своих местах, поэтому детей следует обучать, что после использования их необходимо убирать за собой на отведенное место.
Еще одним требованием к организации педагогической работы с детьми в условиях реализации ФГОС является то, что воспитание, обучение и развитие детей не должно ограничиваться только лишь пространством образовательного учреждения, большое значение имеют занятия, которые педагог проводит на открытом воздухе. Это могут быть прогулки, экскурсии, походы, игры, гимнастика и иная двигательная активность.
С этой целью занятия по физической культуре в теплое время года проводятся на открытых спортивных площадках, а для детей старшего возраста и в зимнее. Такие занятия способствуют не только укреплению физического здоровья детей, но и для общего развития детей, обогащения их знаний.
Больше значение, ФГОС, отводит развитию у детей коммуникативных навыков. С этой целью в рамках организуемой педагогической работы, педагогами проводятся разнообразные игры, викторины, конкурсы, разбор проблемных ситуаций, совместный просмотр и обсуждение художественных произведений и мультфильмов, чтение книг, тематическое диалогическое общение и т.д. Данная работа способствует тому, что дети учатся не только говорить, но и слушать, вступать в диалог и поддерживать беседу.
Педагогическая работа с родителями в условиях ФГОС
Помимо работы с детьми, современный ФГОС, ориентирует педагога на организацию педагогической работы с родителями, а также на построение взаимодействия с семьями, с целью объединения усилий, направленных на воспитание, обучение и развитие детей.
Взаимодействие с семьей ребенка необходимо для того чтобы воспитать ответственного, высоконравственного, компетентного и инициативного гражданина России.
Взаимодействие с родителями осуществляется в форме:
- Родительское собрание – проводится на определенную тему, педагог совместно с родителями решает текущие вопросы, подводятся воспитательно-образовательные итоги и т.д.
- Встреча по заявке – проводится с группой родителей или индивидуально. При возникновении вопросов к педагогу по воспитанию, обучению и развитию ребенка, родители оставляют заявку, на основании которой организуется встреча. При необходимости на такой встрече может присутствовать специалист (логопед, психолог, дефектолог и т.д.).
- Дни добрых дел, дни открытых дверей и т.п. – организуются с целью осуществления совместной деятельности, подведения итогов, ознакомления с работой педагога и т.д. На таких мероприятиях педагога организуют соревнования, бесед, обсуждения, просмотр работ детей, презентаций и т.п.