Понятие и сущность педагогического исследования
Педагогическое исследование – это сознательно организованный процесс, направленный на выявление педагогических проблем и путей их решения.
Педагогическое исследование осуществляется посредством использования различных методов, средств, технологий, приемов и т.д., которые формируют научный аппарат исследования и способствуют успешности всего процесса.
Цель педагогического исследования – изучение закономерностей педагогического процесса, установление причин противоречий процессов воспитания, обучения и развития.
Для организации педагогического исследования большое значение имеет разработка методики исследования. Под методикой исследования понимается комплекс теоретических и эмпирических методов, направленных на всестороннее исследование воспитательно-образовательного процесса. Применение комплекса методов обусловлено тем, что перед исследователем стоит не одна определенная задача, а несколько задач, направленных на изучение проблемы и достижение конечной цели.
Методы педагогического исследования – это способы и приемы, направленные на изучение разнообразных педагогических явлений, получение необходимой научной информации, установление закономерностей и связей.
Выделяют следующие виды методов педагогического исследования: теоретические, эмпирические и математические.
Педагогически исследования подразделяются на:
- Фундаментальные педагогические исследования. Результат данных исследований представлен в виде обобщенных концепций теоретических и практических достижений в области педагогики. На основании данных результатов предлагаются модели развития педагогических систем в виде прогностических моделей.
- Прикладные педагогические исследования. Данный вид исследований направлен на изучение отдельных сторон воспитательно-образовательного процесса, его закономерностей развития.
- Разработки. Разрабатываются и предлагаются конкретные научно-практические рекомендации, которые учитывают известные теоретические положения в области педагогики. Направлены на совершенствование управлением учебной организацией, создание актуальных и современных учебных программ, методической и учебной литературы и т.д.
Параметры педагогического исследования
При организации педагогического исследования необходимо придерживаться установленных методологических параметров:
- Актуальность исследования. Отражает трудности, которые заключаются между теоретическими положениями и практической деятельностью. Обоснование актуальности необходимо для того, чтобы выделить значимость исследуемой проблемы и необходимость ее решения.
- Проблема исследования – противоречия, которые сложились в практической деятельности и были выявлены исследователем.
- Цель – заключает в себе способ решения поставленной проблемы и прогнозирует конечный результат исследования.
- Задачи – вытекают из поставленной цели и направлены на ее достижение.
- Объект исследования – то, что содержит противоречия и на что направлен процесс исследования.
- Предмет исследования – свойства объекта, которые будут исследованы.
- Научная новизна – заключает в себе теоретические и практические выводы, закономерности, принципы, технологии и т.д., все то, что к моменту исследования не было известно и зафиксировано. То есть, что было выделено непосредственно исследователем.
- Теоретическое значение – обобщение, выделение гипотезы, установление закономерностей, тенденций и направлений развития.
- Практическая значимость – конкретные рекомендации по исследованной проблеме, пути ее решения.
Таким образом, для организации полноценного и эффективного педагогического исследования необходимо тщательная разработка методологического аппарата исследования. Только в этом случае можно достичь желаемого и достоверного результата.
Этапы педагогического исследования
Организация педагогического исследования осуществляется в соответствии с научной логикой.
Логика педагогического исследования – это строго установленная последовательность организации и реализации этапов педагогического процесса, направленных на достижение поставленной цели и достижению результата исследования.
Выделяют четыре основных этапа педагогического исследования:
- Теоретический. На данном этапе осуществляется постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета, задач и гипотезы. Исследователь проводит анализ теоретической литературы по проблеме исследования, сопоставляет мнения различных авторов. В качестве теоретических источников используются труды отечественных и зарубежных ученых, монографии, научные статьи и т.д. По итогу проведенного теоретического анализа делается обобщающий вывод.
- Эксперимент. На данном этапе исследователем подбираются методики, исходя из поставленной проблемы и предмета исследования. Подбор методик очень важный этап в исследовании, так как от правильности методик зависит точность полученного результата. В том случае, если предмет исследования состоит из нескольких компонентов, то подбирается не одна методика, а комплекс, направленный на всестороннее изучение предмета исследования. После подбора методик осуществляется создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемого, регистрация полученных результатов.
- Аналитический. На этом этапе исследователь осуществляется обработку, полученных в ходе реализации методик, показателей, а именно количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.
- Методический. Осуществляется разработка методики исследования и его плана программы, способов обработки полученных результатов.