Сущность образовательного процесса и развивающей среды
Образовательный процесс – это обучение и общение, в ходе которого происходит процесс управляемого познания и усвоения общественно-исторического опыта, овладение тои или иной конкретной деятельностью, которая является базисом личностного развития и формирования.
Развивающая среда – это составная часть образовательной среды, представляющую собой специально организованное пространство.
На сегодняшний день педагоги должны разработать модель организации воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах ДОУ, учитывая требования образовательной программы ДОО и региональные особенности. Модели воспитательно-образовательного процесса необходимо отличаться гибкостью, чтобы воспитатель, при необходимости, мог корректировать и планировать организацию детской деятельности. Реализовывать содержание следует через организацию разнообразных видов деятельности детей или их включение в разнообразные формы и методы работы, выбирают которые на основании контингента детей.
Основные положения организации партнерской деятельности детей со взрослыми можно сформулировать следующим образом:
- включенность воспитателя в деятельность вместе с детьми;
- вовлекать детей в деятельность без принуждения;
- разрешать детям свободно перемещаться по группе и общаться во время осуществления деятельности;
- не ограничивать окончание образовательной деятельности.
Каждый день следует учитывать время, отводимое под совместные игры взрослых с детьми, причем инициативу в этих играх должна держать в руках воспитанники, а педагоги должны ее всячески поощрять. В режиме дня также необходимо предусмотреть время для проведения профилактических мероприятий, релаксационных и музыкальных пауз.
Образовательным процессом обеспечивается возможность для каждого ребенка удовлетворить свои потребности в развитии и развитие своих потенциальных способностей с сохранением своей индивидуальности и самореализации.
Образовательный процесс должен:
- сочетать принципы научной обоснованности с практической применимостью;
- соответствовать полноте, необходимости и достаточности;
- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей задач процесса образования детей.
В каждом образовательном учреждении образовательный процесс отличается своеобразием и уникальностью, что обусловлено возможностью принимать участие в проектировании его субъектов разного уровня – начиная государством и заканчивая конкретным учителем, родителем или ребенком.
Чтобы сконструировать оптимальную модель образовательного процесса, необходимо помнить о всех существующих в настоящее время образовательных моделях ДОО.
Три модели образовательного процесса в ДОО
Первая модель – учебная – наиболее активно используемая в ДОО в последние годы. Организация образовательного процесса в детских садах выстраивается на основании принципа разделенных учебных методик, у каждой из которых есть собственная логика построения. В данной модели педагог выступает инициатором деятельности. Образовательный процесс предполагает дисциплинарную школьно-урочную форму. Педагог основывается на большом количестве конспектов по отдельным методикам, содержание которых не имеет ничего общего между собой.
Вторая модель - комплексно-тематическая, основой которой выступает сообщаемое знание, которое представлено эмоционально-образной формой. Реализация темы в разных типах деятельности детей вынуждает взрослого выбирать более свободную позицию, приблизив ее к партнерской.
В данной модели организация предметной среды становится не такой жестко, включает творчество педагога.
Набор тем определяют воспитатели, что придает систематичность всей образовательной деятельности. Образовательный процесс в целом направлен на расширение представлений ребенка об окружающем его мире, нежели на его развитие. Данная модель чаще всего используется учителями-логопедами.
Моделью предъявляются достаточно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем – сложный процесс.
Третья модель - предметно-средовая – предполагает проецирование содержания образования непосредственно на предметную среду. Взрослый организует все предметные среды, подбирает дидактические и развивающие материалы, провоцируя пробы и фиксируя ошибки детей. Классическим вариантом данной модели является система Монтессори.
Ограничение образовательной среды только предметными материалами и направленность на саморазвитие ребенка в данной модели вызывает утрату систематичности образовательной деятельности и резко сужает культурные горизонты дошкольников.
Основой образовательного процесса в современном мире является планирование. План – это проект педагогической деятельности каждого участника образовательного процесса.
Психолого-педагогические исследования, проведенные в последние десятилетия, продемонстрировали, что первостепенное значение в процессе планирования отводится не только знанию воспитателем возраста и индивидуальных особенностей ребенка, сколько учету их личностных характеристик и возможностей. Развивающее и личностно-ориентированное взаимодействие является опорой на личностные качества ребенка, что требует от воспитателя:
- постоянно изучать и хорошо знать индивидуальные особенности, темперамент, черты характера, взгляды и привычки детей;
- уметь диагностировать, знать реальный уровень сформированности личностных качеств, мотивов и интересов детей;
- своевременно выявлять и устранять причины, которые мешают ребенку достичь цели;
- сочетать воспитание и самовоспитание;
- опираться на активность, развитие инициативы и самодеятельности детей.
Таким образом, современный воспитатель выступает творческим, заинтересованным человеком, грамотным организатором и проектировщиком среды развития и накопления ребенком позитивных эмоциональных впечатлений.