Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Организация контроля качества образовательных результатов при обучении

Понятие контроля качества образования

Определение 1

Контроль качества образования – это система научно-обоснованной проверки результатов обучения, предполагающая выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков, а также установление разницы реального и запланированного уровней освоения учебной программы.

Замечание 1

Цель контроля – оценить качество знаний и получить информацию, чтобы спрогнозировать и скорректировать дальнейшее развитие процесса обучения.

Организовывая контроль, необходимо знать и учитывать специфические теоретические и методологические особенности этого процесса. Базируясь на принципах организации контроля, можно выстроить перечень связанных друг с другом содержательно-временных этапов.

Этап контроля определяется выбором разных методов проведения контроля.

Определение 2

Методы контроля – это способы, которыми обеспечивается обратная связь в ходе обучения, чтобы получить данные, касающиеся успешности обучения и эффективности учебного процесса. В современной дидактике выделены методы устного, письменного, практического контроля, а также метод наблюдения и тестирования.

Методы контроля

Метод устного контроля – наиболее древний способ, применявшийся еще в средневековых школах в формате диспутов. Основой устного контроля выступает беседа или речь. Использование индивидуального опроса дает возможность получения более полных и точных данных, касающихся уровня усвоения информации. Главное достоинство этого метода – осуществление непосредственного живого контакта проверяющего и отвечающего.

Однако, при устном контроле отсутствует возможность уравнять меру оценки. В качестве такой меры выступают вопросы, которые не могут быть равными для всех. Еще одна отрицательная черта устного контроля – невозможность повтора и детального анализа ответа, что неизбежно снижает качество оценки.

«Организация контроля качества образовательных результатов при обучении» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

К Ингенкампом были проанализированы результаты исследования факторов, оказывающих воздействие на устную проверку, и выявлено три главных фактора:

  • последовательность ответов;
  • предварительная информация о результатах обучения;
  • темп обучения.

Еще одна отрицательная черта – возбуждающее воздействие на нервную систему. Устная проверка – не объективная, не валидная и не надежная.

Метод письменного контроля – предполагает необходимость выполнять письменные задания. Любая письменная работа – это некоторый документ, который может остаться у проверяющего, что обеспечит тщательный контроль и оценку. Благодаря возможности перепроверки повышается ответственность педагога за оценку, выступающую результатом контроля и оценки. Письменная проверка облегчает равенство меры выявления знания, повышая справедливость оценки. К недостаткам письменного метода контроля относят:

  • отсутствие непрерывного живого контакта проверяющего и проверяемого, что не позволяет проверяющему отследить ход решений;
  • трудность самого процесса выражения мыслей, которое предполагает знание системы правил;
  • не обеспечивает сопоставимости оценок учебных достижений.

Метод практического и графического контроля – имеет специфические черты, которые ограничивают область его применения в большинстве учебных предметов. Его можно использовать только в сочетании с письменным и устным контролем. Практическим заданием может выступать проведение последовательного и параллельного соединения отдельных приборов учебного оборудования в электрической цепи или получением кислоты через соединение определенных химических веществ.

Метод программного контроля, то есть машинный – непосредственно относится к программированному обучению,. В процессе программированного обучения весь материал, который должен быть усвоен, разбивается на части, которые изучаются последовательно одна за другой. Учителя пользуются программированным контролем в качестве самостоятельного элемента на разных уроках как в начале, так и в конце урока.

Иными словами, названные выше традиционные методы контроля успеваемости учеников имеют ряд недостатков:

  1. Трудности, связанные с особенностями педагогической деятельности:

    • отличия в требованиях разных педагогов, разница в их уровне строгости при оценивании одного и того же ответа;
    • разница профессиональной квалификации;
    • степень загруженности педагога работой, связанной с большими объемами информации, которая должна быть обработана за достаточно большой промежуток времени;
    • субъективность учителя к оценке учеников.
  2. Трудности, вызванные спецификой традиционной формы проверки знаний.

    • Использование шпаргалок, списывание взаимопомощь на экзамене, которые искажают достоверность оценки знаний учащихся и мешающие педагогу объективно оценить качество своей педагогической работы.
    • Отсутствие объективных критериев оценивания и механизмов сравнения результатов обучения.

Современный этап оценивания знаний учащихся решает эти проблемы через использование тестового контроля и портфолио.

Метод портфолио – дает возможность отбора, фиксации и оценивания материализованных продуктов учебно-познавательной, творческой, коммуникативной и других типов деятельности учеников во время обучения, включая не только оценку, но и самооценку, и давая всестороннюю характеристику личности обучающегося, его интересам, склонностям, прогрессу и достижениям в разных областях.

Существует несколько форм реализации данного метода:

  • портфолио достижений;
  • отзывы;
  • европейское языковое портфолио, позволяющее ученику самостоятельно оценивать свои знания и умения в этой области, определяя ступень, на которой он находится и намечая стратегию дальнейшего обучения.

Результат собранной информации – некий паспорт ученика, демонстрирующий академические знания, которые ученик приобрел в процессе обучения.

Тестовый контроль – открывает перспективные направления повышения качества обучения через совершенствование системы контроля результатов обучения при условии сотрудничества ученика и педагога.

К преимуществам тестового контроля можно отнести:

  • индивидуальный характер контроля;
  • регулярность и систематическое проведение контроля;
  • сочетание с другими традиционными формами контроля;
  • всесторонность;
  • объективность;
  • учет специфических особенностей испытуемых;
  • стандартизированность тестового контроля;
  • высокая надежность;
  • высокая прогнастическая валидность;
  • высокая критериальная валидность итогового аттестационного теста;
  • минимальные затраты;
  • стимулирование;
  • использование современных технологий компьютерного адаптивного тестирования.

Его недостатки:

  • высокий процент угадывания;
  • сокращение практической деятельности;
  • значительные временные затраты на первичную подготовку качественных контрольно-измерительных средств;
  • трудности при создании хороших тестов, имеющих проверенный коэффициент валидности и надежности.
Дата последнего обновления статьи: 18.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot