Понятие контроля качества образования
Контроль качества образования – это система научно-обоснованной проверки результатов обучения, предполагающая выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков, а также установление разницы реального и запланированного уровней освоения учебной программы.
Цель контроля – оценить качество знаний и получить информацию, чтобы спрогнозировать и скорректировать дальнейшее развитие процесса обучения.
Организовывая контроль, необходимо знать и учитывать специфические теоретические и методологические особенности этого процесса. Базируясь на принципах организации контроля, можно выстроить перечень связанных друг с другом содержательно-временных этапов.
Этап контроля определяется выбором разных методов проведения контроля.
Методы контроля – это способы, которыми обеспечивается обратная связь в ходе обучения, чтобы получить данные, касающиеся успешности обучения и эффективности учебного процесса. В современной дидактике выделены методы устного, письменного, практического контроля, а также метод наблюдения и тестирования.
Методы контроля
Метод устного контроля – наиболее древний способ, применявшийся еще в средневековых школах в формате диспутов. Основой устного контроля выступает беседа или речь. Использование индивидуального опроса дает возможность получения более полных и точных данных, касающихся уровня усвоения информации. Главное достоинство этого метода – осуществление непосредственного живого контакта проверяющего и отвечающего.
Однако, при устном контроле отсутствует возможность уравнять меру оценки. В качестве такой меры выступают вопросы, которые не могут быть равными для всех. Еще одна отрицательная черта устного контроля – невозможность повтора и детального анализа ответа, что неизбежно снижает качество оценки.
К Ингенкампом были проанализированы результаты исследования факторов, оказывающих воздействие на устную проверку, и выявлено три главных фактора:
- последовательность ответов;
- предварительная информация о результатах обучения;
- темп обучения.
Еще одна отрицательная черта – возбуждающее воздействие на нервную систему. Устная проверка – не объективная, не валидная и не надежная.
Метод письменного контроля – предполагает необходимость выполнять письменные задания. Любая письменная работа – это некоторый документ, который может остаться у проверяющего, что обеспечит тщательный контроль и оценку. Благодаря возможности перепроверки повышается ответственность педагога за оценку, выступающую результатом контроля и оценки. Письменная проверка облегчает равенство меры выявления знания, повышая справедливость оценки. К недостаткам письменного метода контроля относят:
- отсутствие непрерывного живого контакта проверяющего и проверяемого, что не позволяет проверяющему отследить ход решений;
- трудность самого процесса выражения мыслей, которое предполагает знание системы правил;
- не обеспечивает сопоставимости оценок учебных достижений.
Метод практического и графического контроля – имеет специфические черты, которые ограничивают область его применения в большинстве учебных предметов. Его можно использовать только в сочетании с письменным и устным контролем. Практическим заданием может выступать проведение последовательного и параллельного соединения отдельных приборов учебного оборудования в электрической цепи или получением кислоты через соединение определенных химических веществ.
Метод программного контроля, то есть машинный – непосредственно относится к программированному обучению,. В процессе программированного обучения весь материал, который должен быть усвоен, разбивается на части, которые изучаются последовательно одна за другой. Учителя пользуются программированным контролем в качестве самостоятельного элемента на разных уроках как в начале, так и в конце урока.
Иными словами, названные выше традиционные методы контроля успеваемости учеников имеют ряд недостатков:
Трудности, связанные с особенностями педагогической деятельности:
- отличия в требованиях разных педагогов, разница в их уровне строгости при оценивании одного и того же ответа;
- разница профессиональной квалификации;
- степень загруженности педагога работой, связанной с большими объемами информации, которая должна быть обработана за достаточно большой промежуток времени;
- субъективность учителя к оценке учеников.
Трудности, вызванные спецификой традиционной формы проверки знаний.
- Использование шпаргалок, списывание взаимопомощь на экзамене, которые искажают достоверность оценки знаний учащихся и мешающие педагогу объективно оценить качество своей педагогической работы.
- Отсутствие объективных критериев оценивания и механизмов сравнения результатов обучения.
Современный этап оценивания знаний учащихся решает эти проблемы через использование тестового контроля и портфолио.
Метод портфолио – дает возможность отбора, фиксации и оценивания материализованных продуктов учебно-познавательной, творческой, коммуникативной и других типов деятельности учеников во время обучения, включая не только оценку, но и самооценку, и давая всестороннюю характеристику личности обучающегося, его интересам, склонностям, прогрессу и достижениям в разных областях.
Существует несколько форм реализации данного метода:
- портфолио достижений;
- отзывы;
- европейское языковое портфолио, позволяющее ученику самостоятельно оценивать свои знания и умения в этой области, определяя ступень, на которой он находится и намечая стратегию дальнейшего обучения.
Результат собранной информации – некий паспорт ученика, демонстрирующий академические знания, которые ученик приобрел в процессе обучения.
Тестовый контроль – открывает перспективные направления повышения качества обучения через совершенствование системы контроля результатов обучения при условии сотрудничества ученика и педагога.
К преимуществам тестового контроля можно отнести:
- индивидуальный характер контроля;
- регулярность и систематическое проведение контроля;
- сочетание с другими традиционными формами контроля;
- всесторонность;
- объективность;
- учет специфических особенностей испытуемых;
- стандартизированность тестового контроля;
- высокая надежность;
- высокая прогнастическая валидность;
- высокая критериальная валидность итогового аттестационного теста;
- минимальные затраты;
- стимулирование;
- использование современных технологий компьютерного адаптивного тестирования.
Его недостатки:
- высокий процент угадывания;
- сокращение практической деятельности;
- значительные временные затраты на первичную подготовку качественных контрольно-измерительных средств;
- трудности при создании хороших тестов, имеющих проверенный коэффициент валидности и надежности.