Дошкольное образование детей с нарушениями зрения
Нарушения зрения – это снижение способности видеть до такой степени, когда оно начинает создавать проблемы. Такое снижение не может быть устранено обычными способами – лекарствами или очками. Вызвано такое нарушение может быть болезнью, травмой, врожденными или дегенеративными заболеваниями.
В России работают специальные дошкольные учреждения и школы для детей с нарушением зрения. В них зачисляют слепых, слабовидящих детей, детей с косоглазием и амблиопией в возрасте 3-7 лет.
Основные задачи дошкольных учреждений такого типа – компенсировать нарушенные зрительные функции, а также воспитывать, лечить, развивать детей и готовить их к обучению в средней школе.
Помимо образовательной составляющей работа дошкольных групп направляется на коррекцию отклонений в развитии, сохранение остаточных зрительных функций и оздоровление детей. Большое внимание уделяют процессу развития всей компенсирующей системы, в первую очередь, слуху, осязанию, мобильности и ориентировки в пространстве, а также формируют навыки самообслуживания.
Для детей с нарушенным зрением очень важен слух, поэтому воспитателям необходимо не допускать у таких детей болезней уха, переохлаждений и акустических травм. Помимо слуха, большая роль при восприятии окружающего мира слепыми детьми отводится тактильным, то есть осязательным способностям. Часто дети обладают кожным зрением, помогающим различать цвета предметов на ощупь.
Дети с нарушенным зрением используют двигательные анализаторы. В качестве измерителей слепые дети используют размеры собственного тела - длину шага, руки, локтя и кисти. Потеря зрения – причина своеобразия эмоционально-волевой сферы и характера ребенка. Тифлопедагогами обязательно учитывается такое своеобразие в процессе разработки и проведения игр и развивающих занятий с детьми с нарушенным зрением. Все эти особенности воспитатели детей с нарушенным зрением используют в своей работе.
Обучение детей с нарушенным зрением в школе
Школы для слепых и слабовидящих детей – составная часть единой государственной системы специального образования и функционируют они на основании принципов, характерных для этой системы обучения и воспитания детей с особенными образовательными потребностями. Школы, предназначенные для обучения детей с нарушенным зрением должны выполнять ряд функций:
- учебно-воспитательную;
- коррекционно-развивающую;
- санитарно-гигиеническую;
- лечебно-восстановительную;
- социально-адаптационную;
- профориентационную.
Эти функции способствуют нормализации развития детей с нарушением зрения, восстанавливают нарушенные связи детей с окружающей их средой.
Коррекционно-развивающей направленность обучения и воспитания предполагает необходимость развивать процессы компенсации, исправлять и восстанавливать нарушенные функции, сглаживать недостатки в познавательной деятельности, искать потенциальные возможности становления личности слепых и слабовидящих детей.
Специфика функционирования школ для детей с нарушенным зрением проявляется в необходимости:
- учитывать общие закономерности и специфические особенности развития детей с опорой на здоровые силы и сохраненные возможности;
- модифицировать учебные планы и программы, увеличивать сроки обучения, перераспределять учебный материал и изменять темп его прохождения;
- осуществлять дифференцированный подход к детям, уменьшать наполняемость классов и воспитательных групп, применять специальные формы и методы работы, оригинальные учебники, наглядные пособия и тифлотехники;
- специально оформлять учебные классы и кабинеты, создавать санитарно-гигиенические условия, организовывать лечебно-восстановительную работу;
- усиливать работу, направленную на социально-трудовую адаптацию и самореализацию выпускников.
Особенности обучения детей с нарушенным зрением общеобразовательным предметам
Специфика развития детей с нарушенным зрением отражена соответствующими образовательными программами, предусматривающими коррекционно-компенсаторную работу.
Специальной программой по русскому языку предполагается:
- увеличение продолжительности периода подготовки;
- формирование представлений, основанных на обогащении зрительного опыта учеников, соответствия слову и конкретного образа предмета, подготовка к письму;
- обучение письму и чтению по системе Брайля на основании использования тактильных ощущений;
- формирование умения работать с рельефными дидактическими материалами.
Программа по математике предполагает:
- увеличение продолжительности периода подготовки;
- формирование умения ориентироваться в микро- и макропространстве;
- развитие конкретных представлений, касающихся формы, величины, количества и пространственного положения предметов и чертежно-измерительных действий.
Средства обучения слепых и слабовидящих
Для слепых детей издают учебники и учебные пособия, научную и научно-популярную, детскую, художественную литературу, напечатанную рельефно-точечным шрифтом.
Дети с остаточным зрением могут использовать издания, в которых сочетается рельефная и цветная печать; для слабовидящих выпускаются специальные учебники и учебные пособия с крупным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями.
В специальных школах 3 и 4 вида используют тифлотехнические средства, чтобы корректировать или компенсировать нарушение функций зрения:
- оптические;
- телевизионные;
- светотехнические.
В процессе программированного обучения слепых и слепоглухонемых применяют дефлектологические обучающие машины и прочие технические устройства типа тренажеров-репетиторов. Ультразвуковые локаторы помогают им свободно ориентироваться в пространстве.