Комплексная оценка освоения образовательной программы
Образовательные достижения – это итоги образовательной деятельности по освоению образовательной программы, имеющие количественное, измеримое выражение.
Данные достижения являются характеристикой уровня освоения учащимися основной образовательной программы.
После принятия ФГОС, произошло изменение требований к уровня освоения учащимися разных уровней образования учебной программы за конкретный временной период.
Стандартны нового поколения выдвигают в качестве основного условия организации образовательного процесса в начальной школе, требование по развитию у учащихся универсальных учебных действий. Они необходимы для формирования основ обучения, развитие навыков учиться и постигать что-то новое. Поэтому, их необходимо развивать на этапе начального школьного обучения.
Рисунок 1. Оценка учебных достижений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Оценка итогов освоения образовательной программы на начальном этапе образовательной деятельности носит комплексный характер. Она включает в себя следующие виды оценки:
Оценка метапредметных итогов освоения образовательной программы. Она связана с развитием у учащихся регулятивных, познавательных и личностных универсальных учебных действий. Они характеризуют способности учащихся координировать свою познавательную деятельность, управлять ею, принимать решения и оценивать их последствия. Оценка проводится по следующим параметрам:
- Способности к коммуникации и взаимодействию;
- Способности к освоению систематических знаний;
- Способность к организации своего познания;
- Способность к контролю и анализу своей деятельности;
- Способность к постановке целей и планированию их достижения;
- Способность к применению разных методов и средств достижения образовательных целей и задач.
Метапредметные итоги образовательной деятельности учащихся младших классов отражают их навыки обучения. Оценка проводится посредством написания творческих работ, проектной деятельности, выполнения тестовых заданий, ориентированных на выявление междисциплинарного ориентирования учащихся.
Оценка предметных итогов освоения образовательной программы. Она отражает уровень знаний учащихся по разным учебным дисциплинам. Оценка проводится в форме текущего и итогового контроля. Проводится оценка навыков решения разнообразных учебных задач, характерных для конкретной дисциплины с применением разных приемов и средств. Стандарт утверждает уровней подход к оценке предметных итогов освоения образовательной программы. Учащиеся могут овладеть низким, базовым уровнем знаний, средним и высоким при освоении конкретной дисциплины за определенный временной промежуток. Для оценки применяются контрольные работы, устные опросы, творческие работы, проекты.
Оценка личностных итогов освоения образовательной программы. Она проводится по следующим блокам:
- Формирование самоопределения учащегося. Оно отражает его позицию в образовательном процессе, потребности в познании и социальном развитии, умения адекватного оценивания своей деятельности и ее итогов;
- Формирование основ смыслообразования. Оно характеризует принятие учащимся смысла собственной образовательной деятельности, ее мотивов;
- Формирование морально-этической направленности учебной деятельности. Она отражает освоение этических норм и моральных ориентиров деятельности, учет позиций и интересов каждого участника образовательного процесса.
Личностные результаты образовательной деятельности учащихся начальных классов связаны с развитием у них самооценки, мотивации к познанию, гражданской идентичности и ответственности, моральных ориентиров деятельности. Данные результаты оцениваются посредством формирования портфолио учащегося и проведения диагностики специалистами соответствующего профиля.
Следует отметить, что комплексная система оценки итогов освоения образовательной программы учащимися начальной школы, принятая стандартами новых поколений, ориентирована на оценку динамики достижений учащихся в разных направлениях образовательной деятельности, проведение оценки и самооценки уровня развития учащихся, применение нестандартных методов оценивания, инновационных подходов и предварительном планировании итогов освоения образовательной программы за конкретный временной промежуток в качестве содержательной и показательной базы оценивания.
Технология портфолио младшего школьника как система накопительной оценки его достижений
Накопленная оценка является отражением достижений учащегося в течение всего периода обучения в начальной школе. Она отражает выполнение всех планируемых итогов образовательной деятельности и динамику общего развития учащегося.
Накопленная оценка достижений младшего школьника формируется посредством использования технологии портфолио.
Портфолио – это совокупность работ учащегося по разным направлениям и аспектам образовательной деятельности.
Технология портфолио и ее применение в качестве средства накопительного оценивания способствует:
- Формированию и поддержанию учебной мотивации учащихся.
- Развитию познавательной активности.
- Активизации самостоятельного познания и самопознания.
- Развитию навыков адекватной самооценки своих учебных достижений.
- Развитию навыков самообучения: планированию своей деятельности, постановке ее целей и задач, организации и реализации, анализу и оценки итогов.
Портфолио включает в себя достижения младших школьников не только в учебной деятельности, но и творческом, социальном, физическом, коммуникативном, трудовом развитии.
Портфолио содержит творческие работы учащихся, проекты, исследования, контрольные работы, заполненные тесты, выполненные задания, записи устных ответов, а также материалы деятельности учащихся во внеурочное и досуговое время, работы в системе дополнительного образования.
Портфолио ориентировано на оценку личностного развития учащегося начальной школы, его личностных достижений. Портфолио может быть оценено, как целиком, так и по отдельным работам. Здесь, оценивается их вклад в общее развитие учащегося, в накопленную оценку его деятельности.