Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Обучение школьников приемам решения текстовых арифметических задач на основе компетентностного подхода

Компетентностный подход в математике

Определение 1

Компетентностный подход в образовании – это направленность учебного процесса на формирование и развитие основного перечня компетентностей личности.

Сегодня предполагается отход от информационной направленности обучения и перенос акцента с усвоения нормативно определенных знаний, умений и навыков на процесс формирования и развития у учащихся способности самостоятельного практического действия, применение индивидуального опыта и достижения в нестандартных, творческих жизненных ситуациях.

Уроки математики в начальной школе помогают школьникам овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми в дальнейшем изучении алгебры, геометрии и других предметов.

Компетентностный подход в образовании дает возможность рассматривать современные уроки математики в начальных классах в качестве результата взаимодействия двух аспектов:

  • методический – затрагивает процесс построения системы учебных задач, которые подводят учащихся к открытию нового знания, облегчают его понятие и усвоение, формируют математические компетентности;
  • психолого-дидактический, непосредственно связанный с организацией учебно-познавательной деятельности учащихся начальной школы благодаря эффективному использованию образовательных технологий.

Особое место при взаимодействии методического и психолого-педагогического аспектов отводится целеполаганию. Оно должно проходить через весь процесс обучения на уроке и мотивировать деятельность учеников. Целеполагание состоит из деятельности учащихся, учителя и их совместной деятельности, так как нельзя реализовать новые образовательные цели, если учащийся пассивно усваивает учебный материал. Его деятельность должна направляться на самостоятельный поиск, который поможет ему приобрести опыт целеполагания, рефлексивную самоорганизацию и самооценку, опыт коммуникативного взаимодействия.

«Обучение школьников приемам решения текстовых арифметических задач на основе компетентностного подхода» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Цель обучения математике в младших классах – сформировать у детей общепредметные и специальные компетентности. К математическим компетентностям относят умение выполнять устные и письменные вычисления, решать сюжетные задачи, делать элементарные геометрические построения, вычислять площадь прямоугольника и периметр многоугольников, решать простые уравнения, использовать математическую терминологию и пр.

Предметные компетентности предполагают, что учащиеся усвоили знания на всех уровнях, в связи с чем отсутствуют основания для ограничения. Умение в качестве показателя усвоения знаний, должно превратиться в основную цель большинства уроков математики. Формирование математических умений должно быть подкреплено специальными учебными задачами, определяемыми учителем до начала урока, с использованием различной учебно-методической литературы.

Современный урок математики должен рассматриваться как предполагающий организацию учебной деятельности учеников, направленную на успех их собственной активности. Поэтому необходимо в первую очередь активизировать умственную учебно-познавательную деятельность учащихся.

Организация урока математики в рамках компетентностного подхода

Для организации полноценной умственной учебно-познавательной деятельности учащихся при решении текстовых арифметических задач, следует использовать следующие учебные технологии:

  • учебное сотрудничество – обучение строится на основании активного взаимодействия всех участников учебной деятельности, в которой учитель и ученики – партнеры;
  • формирование общеучебных умений и навыков – формирование умения самостоятельного приобретения знаний для успешного продвижения на каждом этапе учебной деятельности;
  • дифференцированное обучение – включение детей в учебную деятельность на основании актуального уровня их готовности и зоны ближайшего развития;
  • учебная проектная деятельность – поисково-творческая активность учеников, индивидуальная или групповая, в процессе которой ребенок не только учится получать знания, но и применяет их на практике;
  • игровая учебная технология – учебный процесс строится через поощрение учащегося к обучению посредством его участия в игре;
  • достижение образовательных результатов.

На современном уроке математики необходимо рационально организовывать учебно-познавательную деятельность учащихся в рамках компетентностного подхода, предполагающего:

  • создание условий для возникновения внутренней потребности включиться в учебно-познавательную деятельность на уроке;
  • определение содержания учебно-познавательной деятельности учеников на уроке;
  • актуализацию требований к учебно-познавательной деятельности учеников.

Мотивация должна идти через весь процесс обучения на уроке, поэтому такой подход позволяет постепенно переводить учеников от одного объекта изучения к другому, создавая при этом условия для проявления и развития их природных задатков.

Планирование организации деятельности учащихся должно идти постепенно. Сначала нужно актуализировать опорные знания детей, а затем работать над новым материалом – ставить проблемные условия, открывать новое знание, усваивать новый учебный материал.

Роль педагога в данном случае, заключается в том, что он занимается планированием, организацией и осуществлением коррекции учебной деятельности учеников, то есть управлением процессом для достижения цели. В таких условиях изменяется вся режиссура урока. Ученики не просто прослушивают рассказ учителя, но постоянно находятся в сотрудничестве с ним в диалоге, выражают собственные мысли, делятся своим пониманием содержания, обсуждают предложения своих одноклассником и прислушиваются к мнению учителя.

Дата последнего обновления статьи: 25.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot