Компетентностный подход в математике
Компетентностный подход в образовании – это направленность учебного процесса на формирование и развитие основного перечня компетентностей личности.
Сегодня предполагается отход от информационной направленности обучения и перенос акцента с усвоения нормативно определенных знаний, умений и навыков на процесс формирования и развития у учащихся способности самостоятельного практического действия, применение индивидуального опыта и достижения в нестандартных, творческих жизненных ситуациях.
Уроки математики в начальной школе помогают школьникам овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми в дальнейшем изучении алгебры, геометрии и других предметов.
Компетентностный подход в образовании дает возможность рассматривать современные уроки математики в начальных классах в качестве результата взаимодействия двух аспектов:
- методический – затрагивает процесс построения системы учебных задач, которые подводят учащихся к открытию нового знания, облегчают его понятие и усвоение, формируют математические компетентности;
- психолого-дидактический, непосредственно связанный с организацией учебно-познавательной деятельности учащихся начальной школы благодаря эффективному использованию образовательных технологий.
Особое место при взаимодействии методического и психолого-педагогического аспектов отводится целеполаганию. Оно должно проходить через весь процесс обучения на уроке и мотивировать деятельность учеников. Целеполагание состоит из деятельности учащихся, учителя и их совместной деятельности, так как нельзя реализовать новые образовательные цели, если учащийся пассивно усваивает учебный материал. Его деятельность должна направляться на самостоятельный поиск, который поможет ему приобрести опыт целеполагания, рефлексивную самоорганизацию и самооценку, опыт коммуникативного взаимодействия.
Цель обучения математике в младших классах – сформировать у детей общепредметные и специальные компетентности. К математическим компетентностям относят умение выполнять устные и письменные вычисления, решать сюжетные задачи, делать элементарные геометрические построения, вычислять площадь прямоугольника и периметр многоугольников, решать простые уравнения, использовать математическую терминологию и пр.
Предметные компетентности предполагают, что учащиеся усвоили знания на всех уровнях, в связи с чем отсутствуют основания для ограничения. Умение в качестве показателя усвоения знаний, должно превратиться в основную цель большинства уроков математики. Формирование математических умений должно быть подкреплено специальными учебными задачами, определяемыми учителем до начала урока, с использованием различной учебно-методической литературы.
Современный урок математики должен рассматриваться как предполагающий организацию учебной деятельности учеников, направленную на успех их собственной активности. Поэтому необходимо в первую очередь активизировать умственную учебно-познавательную деятельность учащихся.
Организация урока математики в рамках компетентностного подхода
Для организации полноценной умственной учебно-познавательной деятельности учащихся при решении текстовых арифметических задач, следует использовать следующие учебные технологии:
- учебное сотрудничество – обучение строится на основании активного взаимодействия всех участников учебной деятельности, в которой учитель и ученики – партнеры;
- формирование общеучебных умений и навыков – формирование умения самостоятельного приобретения знаний для успешного продвижения на каждом этапе учебной деятельности;
- дифференцированное обучение – включение детей в учебную деятельность на основании актуального уровня их готовности и зоны ближайшего развития;
- учебная проектная деятельность – поисково-творческая активность учеников, индивидуальная или групповая, в процессе которой ребенок не только учится получать знания, но и применяет их на практике;
- игровая учебная технология – учебный процесс строится через поощрение учащегося к обучению посредством его участия в игре;
- достижение образовательных результатов.
На современном уроке математики необходимо рационально организовывать учебно-познавательную деятельность учащихся в рамках компетентностного подхода, предполагающего:
- создание условий для возникновения внутренней потребности включиться в учебно-познавательную деятельность на уроке;
- определение содержания учебно-познавательной деятельности учеников на уроке;
- актуализацию требований к учебно-познавательной деятельности учеников.
Мотивация должна идти через весь процесс обучения на уроке, поэтому такой подход позволяет постепенно переводить учеников от одного объекта изучения к другому, создавая при этом условия для проявления и развития их природных задатков.
Планирование организации деятельности учащихся должно идти постепенно. Сначала нужно актуализировать опорные знания детей, а затем работать над новым материалом – ставить проблемные условия, открывать новое знание, усваивать новый учебный материал.
Роль педагога в данном случае, заключается в том, что он занимается планированием, организацией и осуществлением коррекции учебной деятельности учеников, то есть управлением процессом для достижения цели. В таких условиях изменяется вся режиссура урока. Ученики не просто прослушивают рассказ учителя, но постоянно находятся в сотрудничестве с ним в диалоге, выражают собственные мысли, делятся своим пониманием содержания, обсуждают предложения своих одноклассником и прислушиваются к мнению учителя.