Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика и технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО

ФГОС ДО касательно обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Определение 1

Дети с ОВЗ – это дети, которые имеют различные отклонения в психическом или физическом развитии, обуславливающие нарушения общего развития и не позволяющие им детям вести полноценный образ жизни.

Проблематика обучения детей с ОВЗ приобретает все большую актуальность в связи с существенным возрастанием числа таких детей, а также с появлением новых возможностей для их адаптации в современном обществе. В качестве социальной группы дети с ОВЗ нуждаются в реальных условиях для получения качественного образования, начиная с детского сада, и вплоть до получения профессионального образования и дальнейшего трудоустройства и адаптации в обществе. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантировано каждому человеку вне зависимости от его способности трудиться и принимать участие в общественно важном труде.

Основная цель модернизации системы специального образования – реализовать конституционное право на получение доступных форм образования каждой категорией детей с ОВЗ. Большое внимание при этом уделяют технологиям коррекционно-развивающего обучения с учетом требований ФГОС, направленных на физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей.

Технологии коррекционно-развивающего обучения детей-дошкольников с ОВЗ – основа организации учебного процесса, при котором идет развитие творческой, поисковой и исследовательской деятельности детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования свидетельствует, что содержание коррекционное работы и инклюзивного образования включено в Программу, если планируется ее освоение детьми, имеющими некоторые проблемы со здоровьем.

В данном разделе должны содержаться специальные условия получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, включая и механизмы адаптации учебной программы для этих детей, использование специализированных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, а также осуществление квалифицированной коррекции нарушения их развития.

«Методика и технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Коррекционная работа и инклюзивное образование должны быть направлены на то, чтобы:

  • обеспечить коррекцию нарушений развития разных категорий детей с ОВЗ, оказать им квалифицированную помощь при освоении учебной программы;
  • освоить с детьми с ОВЗ учебную программу, разносторонне развивать их, учитывая возрастные и индивидуальные особенности и особые образовательные потребности, а также осуществить социальную адаптацию.

Если инклюзивное образование организовано по основаниям, которые не связаны с ограниченными возможностями здоровья детей, выделять обозначенный выше раздел не обязательно, если же он выделяется, что содержание его ДОУ определяет самостоятельно.

Этапы функционирования системы инклюзивного обучения

Функционирование системы инклюзивного обучения состоит из нескольких этапов:

1 этап – сбор информации о ребенке. Чтобы можно было разработать программу для ребенка с особыми образовательными потребностями, нужно его комплексно обследовать. Данное обследование проводиться психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию, воспитателем группы. Результаты обследования должны фиксироваться в разработанных педагогом картах обследования.

2 этап – анализ полученной о ребенке информации. любой педагог, который работает с ребенком с особыми образовательными потребностями, обрабатывает данные, которые были получены при обследовании ребенка, определяет трудности, с которыми может столкнуться тот или иной ребенок в процессе изучения программного материала. Данные анализа обобщаются в «Аналитической справке».

3 этап – определение образовательного маршрута. На медико-педагогическом консилиуме каждый специалист делает доклад о результатах проведенного обследования. При обсуждении определяют образовательный маршрут, который подразделяется на три типа:

  • построение коррекционно-образовательного процесса в соответствии с программами, которые реализуются в ДОУ на общеобразовательных и коррекционных занятиях;
  • построение коррекционно-образовательного процесса в соответствии с программами, реализуемыми ДОУ на общеобразовательных и коррекционных занятиях, а также в индивидуальной работе;
  • построение коррекционно-образовательной деятельности в соответствии с индивидуальной программой развития индивидуально с каждым ребенком.

На мини советах составляют проект индивидуальной коррекционной программы на ребенка, который должен обсуждаться на медико-психолого-педагогическом консилиуме.

Индивидуальная коррекционная программа состоит из следующих разделов:

  • пояснительная записка, содержащая цель работы по построению маршрута образовательной деятельности, направления работы с детьми с особыми образовательными потребностями, задачи работы с ребенком, а также указывается программа, в соответствии с которой будет идти работа с детьми;
  • планирование работы с ребенком с особыми образовательными потребностями по тем или иным направлениям. Это указывает педагог, который непосредственно проводит работу с ребенком;
  • планируемые результаты работы с ребенком с особыми образовательными потребностями;
  • мониторинг – карты обследования каждым специалистом выносят в приложение к программе.

4 этап – реализация рабочей программы. К коррекционно-педагогической работе привлекают и родителей. До них доводят сведения, касающиеся результатов комплексного обследования, план развития ребенка, а педагоги предоставляют ряд рекомендаций с целью преемственности воспитания и обучения ребенка в ДОУ и семье.

5 этап – анализ образовательного маршрута. На МППК педагоги, которые работают с ребенком с особыми образовательными потребностями, обсуждают результаты коррекционной работы с детьми и определяют дальнейший процесс развития ребенка.

Все эти этапы достаточно условны, так как каждый ребенок имеет свои индивидуальные трудности в обучении и для их решения необходим индивидуально-дифференцированный подход.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 11.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot