Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогические идеи XVII-начала XX века

XVII - XIX век – период глобальных изменений в педагогической мысли. На первое месть выходит наука. В XIX в. окончательно формируется классическая педагогика Нового времени, в которой приоритетным становится самоценность, неповторимость личности. В педагогике происходит накопление знаний, заимствованных из философии и других наук о человеке. Особенно внимательно изучались цели, содержание и методы обучения и воспитания, методология педагогической науки.

Педагогические идеи Д. Локка

Джон Локк(1632–1704) - английский философ и государственный деятель, окончивший Оксфордский университет, заявлял о природном равенстве всех людей и считал, что именно воспитание даёт человеку его личностные качества. Концепция воспитания и образования изложена им в трактате «Мысли о воспитании» (1693).

Главной целью воспитания Д. Локк считал подготовку человека к свободной и разумной жизни. Чтобы достичь этого, он предлагает систему умственного, физического, нравственного и трудового воспитания, которое осуществлялось бы специально подготовленным для этого гувернером, но в школе, а в семье. Нравственное воспитание является наиболее значимым для Локка, и к его средствам нравственного воспитания педагог относит убеждение, упражнение, пример, порицание, поощрение.

Д. Локк считал, что необходимо давать лишь полезные знания, которые пригодятся джентльмену для деловых занятий. Говоря о содержании умственного воспитания. Сюда он включал чтение, родной язык, письмо, арифметику, финансы, право, географию, историю, астрономию, французский язык, бухгалтерию, верховую езду, танцы. Процесс обучения должен строиться на основе естественной любознательности ребенка.

Теория «естественного воспитания» Ж.-Ж. Руссо

Французский философ-просветитель Жан-Жак Руссо(1712–1778) считал, что изменить общественный уклад можно путём просвещения и надлежащего воспитания. Свою теорию «свободного естественного воспитания» он изложил в трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762).

Ж.-Ж. Руссо

Воспитание, по мнению Ж.-Ж. Руссо должно быть связано с естественным развитием ребёнка, поэтому он отвергал традиционную систему воспитания. Ребенок рождается восприимчивым к миру, получая впечатления через органы чувств. По мере взросления его восприимчивость растёт, знания об окружающей действительности расширяются под воздействием взрослых. Такой подход принципиально отличался от традиционной педагогики того времени.

«Педагогические идеи XVII-начала XX века» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Воспитание должно развивать истинную свободу человека, всё искусственное вызывает у Ж.-Ж. Руссо неприятие. Ребёнок является центром педагогического процесса, но воспитатель должен помогать ему, направлять, но ни в коем случае не навязывать свою волю. Большее значение педагог уделяет воспитанию юношей, отводя им ведущую роль в общественной жизни.

Обучение и воспитание объединены общей целью - вырастить самостоятельного, доброжелательного, здравомыслящего человека. Воспитание должно проходить на лоне природы, например, в загородном доме под руководством наставника и учителя. Воспитатель должен обладать обширными познаниями в науках, знанием индивидуальных особенностей воспитанников.

Взгляды Ж.-Ж. Руссо оказали большое влияние на развитие теории и практики образования в XVIII–XIX вв. и продолжают оставаться актуальными по сей день.

Теория «элементарного образования» И. Г. Песталоцци

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци(1746–1827) вел активную просветительскую деятельность, был создателем произведений, в каких проявлены его педагогические мысли: «Лин-гард и Гертруда» (1781–1787), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Лебединая песня» (1826).

И. Г. Песталоцци

И. Г. Песталоцци принимал решающую роль обучения в развитии личности ребёнка. Образование обязано быть природосообразным, т. е. выстраиваться в согласовании с природным ходом становления самой человеческой природы, начинаться с младенческих лет.

Суть развивающего и воспитывающего изучения была выражена им в теории «элементарного образования», которая предназначалась для начальной ступени обучения. Целью изучения И.Г. Песталоцци считает формирование познавательных возможностей детей, выработку у них искусства логически мыслить и максимально коротко формулировать словами суть усвоенных явлений и понятий. Таким образом, метод «элементарного образования» – это конкретная система упражнений сообразно развитию возможностей ребенка.

И.Г. Песталоцци расширил содержание начального образования, включив в него сведения из географии и природоведения, пение, живопись, гимнастику.

Педагогические взгляды И.Г. Песталоцци воздействовали на дальнейшее формирование педагогической науки и вызвали к жизни единое педагогическое движение – песталоццианство.

Педагогическая теория И. Ф. Гербарта

Немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт(1776–1841) стал первым мыслителем, который выделил педагогику в самостоятельную науку. Его основные педагогические труды: «Первые лекции по педагогике» (1835), «Общая педагогика» (1806).

Главной целью воспитания И. Ф. Гербарт считал формирование у человека «добродетели ». Основу воспитания И.Ф. Гербарт видел в нравственном развитии и становлении характера и воли воспитанника. Такое развитие приводит к свободе и гармонии между волей и интересами воспитанников. Немаловажную роль в нравственном воспитании играет религия, которая внушает человеку чувство зависимости от «высших сил».

К нравственному воспитанию тесно примыкает управление, задача которого, в первую очередь, состоит в приучении детей к дисциплине. Основными средствами управления И. Ф. Гербарт называл надзор, запрещение, приказание, наказания, вплоть до телесных, а также умение занять ребенка. Авторитету и любви воспитателя он отводит второстепенную роль.

Главным понятием в педагогической концепции И.Ф. Гербарта было воспитывающее обучение, которое направлено на развитие многостороннего интереса. Основой интереса он считал внимание и выдвинул поэтому в качестве важнейших дидактических задач возбуждение и поддержание апперцептивного внимания и развитие произвольного внимания.

Педагогические идеи Ф. Дистервега

Немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790–1866) сочетал практическую педагогическую деятельность с литературной и методической работой. Ему принадлежит «Руководство к образованию немецких учителей» (1835), свыше двадцати учебников и руководств по немецкому языку, географии, астрономии, математике.

Ф. Дистервег выступал с идеей общечеловеческого национального воспитания. В своём главном труде «Руководство к образованию немецких учителей» он сформулировал два главных принципа обучения и воспитания – природосообразности и культуросообразности, которые более всего способствуют развивающему обучению и воспитанию.

Под природосообразностью Дистервег понимал следование в воспитании и обучении природе ребенка, развитие заложенных в нем природой хороших задатков, а также учет его возрастных и индивидуальных особенностей. Принцип культуросообразности означал учет в содержании воспитания исторически достигнутого уровня культуры и воспитательного идеала общества. Ф. Дистервег также создал дидактику развивающего обучения, основные положения которой изложены им в виде 33 законов и правил. Целью воспитания он считал развитие самодеятельности, с помощью которой человек распоряжается своей судьбой, и может продолжать самообразование. Огромное значение Ф. Дистервег придаёт пробуждению и развитию духовных потребностей. Обучение и воспитание ведёт к образованию характера и развитию умственной силы.

Дата последнего обновления статьи: 01.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot