Наставничество – это процесс передачи опыта, знаний и навыков от представителя старшего поколения младшему.
Наставничество - одна из форм педагогического взаимодействия, способ организации взаимоотношений между учащимся и педагогом.
Наставничество возникло еще в первобытном обществе и развивалось по мере развития общества. Педагоги-наставники играли важную роль в воспитании и развитии детей на протяжении всей истории.
Наставничество рассматривалось, как движущая сила обучения, поскольку наставники были способны к пробуждению духовной силы и поиску истины.
Активное развитие наставничества наблюдается во второй половине XVII столетия. Педагогическая мысль включает наставника, как главного двигателя прогресса, который передает свой опыт и навыки подрастающему поколению, помогает в усвоении им профессиональных навыков деятельности.
Наставничество в педагогической мысли конца XVIII –первой половине XIX века
В русской педагогике с XVII века понятие наставничество употреблялось для обозначения деятельности по обучению детей. как правило, знатные сословия, приглашали домой квалифицированных специалистов, которые обучали их детей, прививали им нормы поведения, формировали культурные основы и нравственные ценности. Таким образом, наставник, по сути, являлся учителем и воспитателем.
Вопрос наставничество изучался в трудах французского педагога и мыслителя Жана Жака Руссо. Его новаторские идеи в области обучения и воспитания предполагали наделение педагога новой ролью и навыками поведения. Руссо считал, что наставник – это профессионал в своей области деятельности, который обладает полноценными знаниями и навыками в области педагогики и ориентирован на развитие подрастающего поколения. Наставничество же, является искусством. По мнению Руссо, искусство наставничество заключается в его умении так организовать свою деятельность, чтобы ничего не делать с учащимся. Ему необходимо создать условия для собственного развития своего подопечного, не оказывая на него никакого давления. Наставничество должно быть основано на гуманистических началах.
В образовательной системе России слово «наставник» было официально введено в педагогический процесс в 1813 году. Министерство народного просвещения приняло решение о вводе в учебных заведениях новой должности – надзирателя или наставника. В его обязанности входило:
- Наблюдение за учащимися.
- Выявление особенностей их развития.
- Контроль за дисциплиной.
- Коррекция поведения и ошибок.
- Формирование основ социального поведения.
- Развитие эстетических норм поведения и вкуса.
- Формирование нравственных ориентиров деятельности.
Таким образом, наставник являлся педагогом. Впоследствии слово наставник было исключено из лексикона и заменено словом «учитель».
Великий русский ученый-педагог Константин Ушинский рассматривал вопрос наставничества с такой позиции: наставнику нельзя опираться в своей деятельности только на свои знания или только на свой практический профессиональный опыт. Это не способствует повышению педагогического мастерства, а напротив, приводит к тому, что педагог оказывается не способным к выполнению своих функций, становясь машиной, которая только и умеет, что требовать, задавать и наказывать. Поэтому, наставнику необходимо развиваться и идти в ногу со временем. Необходимо дополнять теоретические знания практическими навыками и применять их в комплексе.
Таким образом, с середины XVIII века педагогическая мысль базировалась на создании идеальной педагогической системы, ведущим компонентом которой становился наставник. Наставник стал главным фактором образовательного процесса, определяющим его эффективность.
Педагогическая мысль начала XX века о вопросах наставничества
Вопрос наставничества активно рассматривался в трудах русских ученых- педагогов. Он повлиял на становление российской педагогики. Рассмотрим основные положения, теории наставничества, тенденции его развития:
- Труды А.В. Луначарского. По мнению педагога, необходимо сформировать такую систему образования, в которой наставнику отводится авторитетная роль. Педагогу, по мнению Луначарского, отводится роль эстетического воспитания и развития подрастающего поколения, привитие им любви к прекрасному, формирование трудолюбия, развитие навыков созидания и творческого подхода к деятельности.
- Советский педагог А.С. Макаренко сформулировал основы новой системы воспитания, которая ориентирована на личностное развитие подрастающего поколения. Педагогу в этой системе отводится ведущая роль. От него зависит то, каким человеком, гражданином вырастет его воспитанник. Поэтому, педагогу необходимо сочетать уважительное отношение к личности воспитанника, но предъявлять к нему высокие требования. Педагогу необходимо выполнять роль наставника, который передает свои знания и опыт подрастающему поколению. Кроме того, под его руководством были созданы воспитательные колонии, основанные на системе наставничества: старшие дети опекали и наставляли младших, обучали их всему тому, что уже сами усвоили, помогали сформировать основы морали и нравственности.
- В 30-е годы XX столетия наставничество было развито в Советском Союзе в разных формах. Наставничество использовалось во всех отраслях социальной жизнедеятельности и ориентировалось на воспитание смены: опытные специалисты готовили молодых работников к занятию их должности. Наставничество активно развивалось и пропагандировалось. Наставников поощряли, награждали, предоставляли им дополнительные льготы. А молодые педагоги были ценным резервом, которые способствовали подготовки будущих профессионалов.
- Ценность педагогических кадров. В Эпоху СССР профессия педагог была очень престижной. Педагоги ценились на весь золота. Создавались специальные программы для подготовки и переподготовки профессиональных педагогов, повышения их квалификации. Педагоги получили высокую заработную плату, имели множество привилегий.