Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

История педагогики

Педагогическая мысль древности

Воспитательная деятельность под влиянием изменяемых общественных условий постоянно трансформировалась и совершенствовалась. В дородовом обществе, а также при родовом строе усвоение детьми производственного и морального опыта осуществлялось в процессе трудовой деятельности и общения со старшим поколением. Тогда опыт был достаточно простым и воспитание, поэтому не являлось специфической областью профессиональной деятельности. В то время отсутствовали специальные воспитательные учреждения и люди, занимающиеся педагогической деятельностью.

Замечание 1

Первое упоминание о школе зафиксировано в Древнем Египте за 2.5 тысячи лет до н.э. В этой школе обучением детей занимались жрецы, а чаще детей обучали родители или другие члены семьи.

Постепенно воспитание становится самостоятельной общественной функцией и появляется необходимость обобщения накопленного опыта воспитательной деятельности. В трудах Фалеса из Милета, Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура содержалось множество интересных мыслей, связанных с вопросами воспитания. В Древней Греции сложился термин педагогика, закрепившийся в качестве наименования науки о воспитании. От туда же произошли другие педагогические термины, в частности школа, гимназия.

Родоначальником древнегреческой педагогики считается Сократ. Он обучал ведению диалога и полемике, развивал логическое мышление. Сократ провоцировал учеников последовательно развивать спорную мысль и подводил их к осознанию абсурдности исходного утверждения, а далее направлял их в сторону правильных выводов. Такой метод обучения в поиске истины получил название «сократовского». Основа метода - вопросно-ответная система обучения, суть которой заключается в обучении логическому мышлению.

Философ Платон создал собственную школу - Платоновскую академию. Педагогическая теория Платона выражала идею, что познание должно нести радость.

«История педагогики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Философ Аристотель, также основал свою перипатетическую школу. В этой школе преподавалась прежде всего общая культура человека. Аристотель ввел в педагогику понятие возрастных периодов, считал воспитание средством укрепления государства и говорил, что школы должны контролироваться государством и все граждане страны должны получать равное воспитание. Общественное и семейное воспитание он считал частями целого. Огромную роль Аристотель отводил нравственному воспитанию.

Педагогика эпохи Возрождения

Педагогическая мысль дальнейшее развитие получила в эпоху Возрождения. Философы и педагоги этого времени выдвигали множество интересных и прогрессивных педагогических идей. Они резко критиковали, процветавшие в то время в обучении, схоластику и механическое зазубривание, выступали за гуманизацию отношений с детьми и за освобождение человеческой личности от религиозного аскетизма.

Замечание 2

Как отдельная наука педагогика была выделена из блока философских знаний в начале 17 века английским философом Ф. Бэконом. В этот же период статус педагогики был закреплен трудами чешского педагога Я.Коменского. Коменский создал четко выстроенную педагогическую систему, с прогрессивным содержанием и актуальную до сегодняшнего дня. Метод обучения, предлагаемый Коменским, призван не отвращать детей от занятий, а возбуждать в них радость от овладения знаниями. Им была выдвинута идея непрерывности образования. Коменский большую значимость придавал нравственному воспитанию. Для совершенствования обучения он первым применил принцип наглядного обучения. Следует отметить, что идеи и теории педагога-провидца Я. Коменского актуальны и полезны и сегодня.

Вслед за Коменским в западноевропейской педагогике появляются имена англичанина Дж. Локка, француза Ж.-Ж. Руссо, швейцарца И. Г. Песталоцци, немцев И.Гербарта и А.Дистервега.

Локк уделял много внимания психологическим основам воспитания и нравственному воспитанию личности. Он отрицал наличие врожденных качеств у детей, и уподоблял их «чистой доске».

Руссо в противоположность Локку, признавал природное совершенство детей. Воспитание, по его мнению, не должно вмешиваться в развитие совершенства и необходимо предоставлять детям полную свободу, учитывая их склонности и интересы. Данные идеи Руссо положили в педагогической науке начало теории «свободного воспитания» и педоцентризма.

Ж.-Ж. Руссо ($1712—1778$) изложил педагогические воззрения в книге "Эмиль, или О воспитании". Философ критикует книжный характер обучения, оторванный от жизни, предлагает учить тому, что ребенку интересно, чтобы ребенок был сам активен в процессе его обучения и воспитания, надо доверять ему его самовоспитание. Ж.-Ж. Руссо был поборником развития у детей самостоятельного мышления, настаивая на активизации обучения, сто связи с жизнью, с личностным опытом ребенка, особое значение придавал трудовому воспитанию.

Идеи Руссо продолжил развивать швейцарский педагог И. Г. Песталоцци, утверждающий, что главная цель обучения заключается в развитии человечности и в гармоническом развитии способностей человека. Основная заслуга Песталоцци в том, что он стал одним из создателей дидактики начального обучения. Песталоцци разработал методики обучения счету, речи, расширил элементарные сведения обучения за счет включения в него сведений из геометрии и географии, рисование, пение, гимнастику. С $XVIII$ века активно начинает проводиться профессиональная подготовка учителей.

История отечественной педагогики

Идеи воспитания активно разрабатывались и в российской педагогике. Еще в $1030$ году была открыта школа на триста детей в Новгороде. Большая работа в области педагогики была проделана С. Полоцким. В $1664$ году он открыл в Москве при Спасском монастыре школу славяно-греко-латинского языка. Полоцкий обучал царевичей Алексея, Федора, царевну Софью. Под его строгим наблюдением воспитывался и Петр I. Полоцкий относил к основным факторам воспитания пример родителей, педагогов, окружающую среду.

В развитие российской педагогики значительный вклад внес М. В. Ломоносов. Им были созданы такие учебники, как «Риторика» и «Российская грамматика».

Заметный след оставил Н. И. Новиков в российской педагогике. Он считал необходимым воспитывать у детей уважение к трудовой деятельности, доброжелательность и сострадание.

Интересные педагогические идеи выдвигались Л. Н. Толстым, организовавшим в своем имении Ясная Поляна начальную школу для крестьянских детей, где реализовывал свой авторский подход к обучению и воспитанию. При этом, большое внимание, обращая на развитие у детей творческой самостоятельности. Он стремился воплотить теорию «свободного воспитания» и создал учебник «Азбука» для начальной школы.

Комплексную, единую дидактическую систему разработал педагог К. Ушинский. Центром его педагогической системы стали демократизация образования, народность воспитания, признание творческой силы трудового народа и его прав на получение образования. Цель воспитания он видел в формировании активной, творческой личности, подготовке человека к труду, как высшей форме человеческой деятельности.

Замечание 3

Педагогические идеи $XX$ века в СССР имели свою динамику развития. Школа была ориентирована преимущественно на образование информационного типа, которое продуцирует знания, умения и навыки. При помощи образования решались различные социальные проблемы: обучение всех граждан страны грамоте, повышение степени образованности населения, подготовка профессионалов для различных отраслей производства и культуры. Школа выполняла социальный заказ - воспитание человека определенного типа, наблюдалась идеологизация воспитательной и учебной деятельности.

Дата последнего обновления статьи: 29.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot