Коллективная теория А. С. Макаренко
Антон Семёнович Макаренко (1888-1935) – один из крупнейших педагогов советского времени, чьи идеи вызвали и продолжают вызывать дискуссии и крайне неоднозначные мнения и оценки. Его теория коллективного воспитания доминировала в русской педагогике до 1980-х гг.
Руководя в 20-30-х гг. XX века воспитательными учреждениями «Детская трудовая коммуна имени Ф.Э. Дзержинского» и «Трудовая колония имени А.М. Горького», он разработал собственную теорию воспитания, главные идеи которой были изложены им в произведениях «Педагогическая поэма», «Книга для родителей», «Флаги на башнях».
Основные принципы воспитания А. С. Макаренко
Основная мысль А. С. Макаренко состояла в том, что воспитание ребёнка лучше всего проистекает в коллективе и через него. На основании этого он выделил основные принципы воспитания:
- коллектив - это объединение, которое отличается определенной системой полномочий и ответственности, соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей;
- через коллектив любой его член вступает в общество;
- большая роль самоуправления в воспитании;
- упор на традиции, обычаи, ценности, стиля взаимоотношений, сформировавшихся в коллективе;
- коллектив постоянно обязан стремиться к определённой цели;
- движение коллектива к цели направляется педагогом.
Большое значение А. С. Макаренко придавал трудовому воспитанию. Он настаивал не на разовых поручениях детям в школе или в семье, а на долговременных (к примеру, поливка цветов), для того, чтоб приучить детей к ответственности за работу. В его теории были тщательно проработаны соотношение дисциплины, режима; А. С. Макаренко настаивал на индивидуальном характере наказаний и поощрений, заявляя, что лишь в этом случае они станут служить воспитательной роли. В определенных случаях наказание могло обсуждаться коллективно.
Методологической основой системы А. С. Макаренко служит педагогическая логика, которая предназначена для выявления соответствий между целями, средствами и результатами воспитания. Ведущим принципом «Педагогической поэмы» считается воспитательное воздействие коллектива. Веря в его огромную силу, Макаренко не боялся давать серьезные задания, связанные с материальной ответственностью, даже недавним беспризорникам и правонарушителям.
Макаренко разрабатывал важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе структуры семьи, ее культуры, способов воспитания в семье. Макаренко заявлял, что легче воспитать ребенка правильно, чем потом перевоспитывать. Семья как коллектив, поведение родителей, в конечном счете, определяют успех воспитания детей. В «Книге для родителей» Макаренко указывает, что семья является изначальным коллективом, где все считаются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок. Личный пример родителей, их действия, отношения между собой – все это воздействует на ребенка, сформировывает его личность. Родители обязаны проявлять к детям требовательную любовь и иметь в глазах детей справедливым авторитет.
Педагогические открытия Макаренко явились основой для становления социальной педагогики. Он выступал против применения для детей элементов тюремного режима, принижение роли воспитательных методов, усиления производственного уклона.
Коллективная теория воспитания личности оказала огромное влияние на педагогику советского периода и до настоящего времени считается одной из главных теорий обучения.
Педагогическая теория В. А. Сухомлинского
Оригинальную педагогическую систему, основанную на антропологическом подходе, гармонизации средств и способов деятельности преподавателя создал в 50-е гг. XX века В. А. Сухомлинский. Признавая личность ребенка высочайшей ценностью в воспитательно-образовательном процессе, он толковал воспитание как процесс реализации свойственных ребенку свойств, спонтанных реакций и импульсов. Совместно с этим большое значение он придавал и специально организованному воспитывающему окружению.
В.А. Сухомлинский в своей теории соединил физический и умственный труд подростков на базе поисковой деятельности, преимущества средств познания над собственно знаниями. Педагог видел в сельскохозяйственном труде основное средство становления личности. В практике преобладала установка на переживание подростками радости от благородного созидательного труда и эстетическую направленность форм и способов производственной деятельности.
В начале 1960-х гг. главной для В.А. Сухомлинского становится проблема коммунистического воспитания учащихся. Для достижения данной цели он предусматривал отказ от контроля со стороны коллектива и повиновения ему личности, которые сдерживали духовное и нравственное совершенствование человека. В. А. Сухомлинский утверждает гуманистическую педагогику, которая возвышает человека над коллективом. Воспитание в такой системе осуществлялось через художественные образы в форме бесед, поучений, наставлений, обращенных не только к воспитанникам, но и к учителям.
Особенный интерес В.А. Сухомлинского вызывали проблемы, связанные со стимулированием познавательной деятельности учащихся. Он был уверен в том, что только превращение преподавания в весёлый труд может решить задачу развития подростков. Важным инструментом этого педагог считал ощущение успеха у учащегося, переживание радости познания. Чтобы развивать у ребенка психологическую восприимчивость, необходимо привносить элементы праздничности, красоты в обучение и воспитание. Упор делается на расширение представлений детей об окружающем их мире, формирование критичности мышления, на создание системы нравственных ценностей, а также умений и навыков для самостоятельного получения и применения информации. Огромное внимание В.А. Сухомлинский уделял переживанию детьми накапливаемого опыта, выявлению важных нравственных основ, осознанных ребёнком самостоятельно. Важнейшим средством воспитания педагог считал слово учителя.
Школьный коллектив в понимании В. А. Сухомлинского
В.А. Сухомлинский стремился к созданию нравственного школьного коллектива, в котором гармонично работают коллектив преподавателей и сплоченный ученический коллектив. В таком коллективе не может возникнуть вопроса о наказаниях, всегда царит атмосфера взаимопонимания, взаимовыручки, регуляторами поведения становятся нравственные нормы и добросердечные традиции. Педагог заявлял, что стимулирующий потенциал коллектива обусловливается тем, что каждый ребенок может привнести в его нравственно-интеллектуальную атмосферу нечто положительное. Особое место в процессе формирования школьного коллектива занимала разнообразная совместная творческая деятельность учителей и учащихся, основой которой было переживание ими красоты природы. Сухомлинский разработал комплексную программу «воспитания красотой », высоко подняв роль эстетического воспитания подростков.
В конце 1960-х гг. ведущей для В.А. Сухомлинского становится трактовка формирующейся личности как самоценности, понимание обучения как феномена, в большей степени независящего от притязаний общества. Основными целями обучения, по мнению педагога, выступают свободное развитие ребенка как личности, раскрытие индивидуальности. В центре педагогического процесса, рассматриваемого как взаимодействие наставника и воспитанника, находится ребенок с его интересами, творческими возможностями, на которые и обязаны ориентироваться учителя в своей работе.