Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Развитие гуманистической педагогики

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Педагогика / Гуманистическая педагогика / Развитие гуманистической педагогики
Развитие гуманистической педагогики

Гуманистическая педагогика направлена на изменение существующей системы воспитания и обучения в сторону личности ребенка, которая должна стоять во главе воспитательно-образовательного процесса. Согласно концепции гуманизма личность ребенка является главным ориентиром для педагогического процесса, а именно её полноценное развитие с учетом индивидуальных возможностей и потребностей.

Становление и развитие гуманистической педагогики (V в. до н.э. - ХVIII в.)

Истоками гуманистической педагогики являются труды Сократа в V в. до н.э., который рассматривал процесс воспитания с точки зрения ориентации на личность ребенка. Согласно Сократу воспитательный процесс должен быть направлен на организацию саморазвития каждого ребенка, путем побуждения в нем заложенной от рождения активности и творческого начала. В своих трудах Сократ доказывал, что подлинное воспитание и образование возможно только лишь из личного духовного усилия ребенка, которое связано с уже имеющимся жизненным опытом. В процессе воспитания настоящий педагог является равноправным партнером воспитанника и не просто передает имеющийся опыт, а помогает и стимулирует развития личности каждого ребенка.

Последующий вклад в развитие гуманистической педагогики был внесен философами Древней Греции, идеи которых нашли свое отражение в трудах Я. А. Коменского в ХVII в.

Труды Я. А. Коменского, посвященные гуманизму в педагогике, имели широкое распространение. Это связано с тем, что общество того времени только что освободилось от пут средневековья и находилось в активном поиске новых путей развития и реализации в разных областях, в том числе и в педагогике. Я. А Коменский рассматривал гуманистическую педагогику с точки зрения, что педагогический идеал заложен в самом человеке, необходимо лишь уметь применять его, опираясь на ряд правил. Каждый воспитатель должен видеть в своем воспитаннике личность, развивать то, что природа заложила в ребенка с рождения и регулировать его индивидуальное развитие.

Однако гуманистические идеи Я. А. Коменского остались нереализованными, так как Европа вступила на путь индустриального развития, и душевное находило замену в механическом. Эпоха Просвещения рассматривала каждого ребенка всего лишь как продукт воспитания и обучения, не предусматривая личностные возможности и потребности. Данный подход был раскритикован в ХVIII в. Ж-Ж. Руссо, который в своих трудах доказывал, что воспитатель не должен подходить к процессу обучения и воспитания детей однотипно, а тем более навязывать им свои взгляды и волю. По мнению Руссо, воспитатель должен способствовать естественному росту и развитию ребенку, ненавязчиво направляя его и создавая необходимые для этого условия.

Дальнейшее развитие гуманистической педагоги прослеживается в трудах И. Г. Песталоцци, который опираясь на идеи Руссо, доказывал, что ребенок – это цель воспитания, а не средство. По мнению Песталоцци процесс воспитания – это помощь ребенку в овладении культурой, саморазвитии, самодвижению и т.д., для достижения совершенного состояния. То есть организованный педагогом процесс воспитания – это помощь природе ребенка, которая стремится к общему развитию. Ребенок, считал Песталоцци, должен как бы сам творить себя, осознавая свои индивидуальные способности по мере роста и созревания. Воспитание, таким образом, превращается в способ обеспечения личностной независимости.

Развитие гуманистической педагогики в ХIХ – ХХ вв.

В ХIХ в., во время развития капитализма подход к процессу обучения и воспитания кардинально изменился. Гуманистические идеи отошли на второй план. В мире наблюдается ориентир на массовое обучение, всеми возможными путями. Процесс воспитания и обучения становится шаблонным, стандартным и обезличенным, не учитываются индивидуальные возможности и потребности человека.

Ситуация меняется только к началу ХХ столетия. На Западе наблюдается прогресс науки и техники, подъем культуры и образования. Педагогика находится на этапе перелома:

  • с одной стороны ребенок по-прежнему является лишь винтиком учебно-воспитательного процесса,
  • с другой стороны ученые-педагоги все больше говорят о том, что необходимо что-то менять в педагогическом процессе, так как ребенок не должен приспосабливаться под существующие стандарты обучения и воспитания.

Данные взгляды связаны с тем, что педагоги все больше задумываются над тем, что воспитательно-образовательный процесс в первую очередь создан для ребенка, а не ребенок для процесса.

Таким образом, на рубеже ХIХ – ХХ столетий, происходит своего рода «революция» в педагогике, процесс обучения и воспитания направлен на концепцию гуманизации. Личность ребенка постепенно выходит на первый план. Средства образования и воспитания разрабатываются и внедряются в педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей и потребностей современных детей, а также с учетом их жизненного опыта. Процесс воспитания связывают с личностью воспитанника, принятием и пониманием его индивидуальности, признанием особенности пути его развития и становления как личности.

На данном этапе развития гуманистической педагогики большое влияние оказывают труды таких педагогов реформаторов как М. Монтессори, Р. Кузине, А. Нейл и ряд других, которые провозглашают лозунг: «Школа для ребенка, а не ребенок для школы».

Замечание 1

Таким образом, гуманистическая педагогика того времени основана на активном обучении, во главе которого стоит самостоятельная исследовательская работа детей, поддерживаемая и направляемая педагогом.

Развитие русской гуманистической педагогики

Развитие русской гуманистической педагогики особенно ярко представлено в конце XIX — начале XX веков трудами Л.Н. Толстого. Педагогические идее Л.Н. Толстого оказывают большое влияние на процесс воспитания и образования того времени. Общая педагогическая мысль заключается в необходимости гуманизации народного образования, пересмотра роли педагога в учебно-воспитательном процессе, построение новой модели образования целью, которой будет всестороннее развитие свободной личности.

Во второй половине ХХ в. гуманистические концепции прочнее входят в русскую педагогику. В условиях индустриального общества происходит завершение парадигмального оформления гуманистической педагогической традиции, предстающей в единстве целей, средств и организации воспитательно-образовательной деятельности.

Замечание 2

На современном этапе существования гуманистической педагогики происходит перемещение педагогического идеала от социально-ориентированной цели образования к индивидуально-ориентированной.

Ограниченное предложение
Введите email чтобы зафиксировать скидку
300 ₽
На любой первый заказ в Автор24