Понятие и задачи дефектологии
Дефектология – наука о законах и особенностях процесса развития детей с психическими, физическими нарушениями, о принципах, формах и методах их обучения и воспитания.
Дефектология — область научного знания, соединившая в себе психолого-педагогическое и клинико-физиологическое направления исследований процессов детского обучения и развития.
Основная задача дефектологии заключается в разработке теоретико-прикладных основ комплексной системы медико-психолого-педагогической помощи ребятам разных возрастов с различными видами нарушений в развитии.
Развитие дефектологии
Дефектология в качестве области научного знания начала развиваться в начале прошлого века. Это было связано с государственными задачами в разных странах строительства систем специального образования, ядром которого являлись школы для глухих, слепых, умственно отсталых детей.
Ведущим научно-исследовательским центром в России в сфере дефектологии является Экспериментальный дефектологический институт, который был открыт еще в $1929$ году на базе медико–педагогической станции, созданной В.П.Кащенко. В $1943$ году ЭДИ переименовали в Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, сегодня он носит название Институт коррекционной педагогики РАО. Институт, на протяжении всей истории существования, играет ведущую роль в развитии дефектологической теории и практики.
Исключительная роль в создании интегративного и целостного характера дефектологии принадлежит работам Л.С.Выготского. В них уже в начале прошлого столетия он сформулировал и обосновал общие положения о сущности и природе аномального развития, которые основывались на теории культурно-исторического развития психических функций человека.
В процессе своего развития дефектология постоянно расширяет область исследований. На начальных этапах предметом внимания этой науки были дети с такими нарушениями в развитии, как слепота и глухота. На дальнейших этапах развития дефектология занималась изучением детей, имеющих менее выраженные нарушения, таких как слабослышащие и слабовидящие дети, дети с задержкой в психическом развитии и с речевыми нарушениями, дети с нарушениями органов движения. Параллельно выделяются специальные разделы, которые охватывают вопросы обучения и воспитания детей со сложными нарушениями. На определенных этапах развития науки начинаются исследования детей с ранним аутизмом, с выраженными нарушениями интеллекта, исследования детей дошкольного возраста.
В процессе таких исследований изучалась специфика в развитии познавательной деятельности и устной речи различных категорий детей. Велась разработка психолого-педагогических основ специального дифференцированного обучения каждой категории ребят. Определялись специальные педагогические технологии и психолого-педагогические условия, которые обеспечивали бы предупреждение и коррекцию имеющихся у детей нарушений. Особое внимание дефектология уделяет разработке частных методик по формированию значимых навыков, которые дают возможность детям с нарушениями в развитии получить образование.
Результаты исследований в области дефектологии обеспечили научно-методическую базу для дифференцированной системы спецобразования. К девяностым годам прошлого века система специальных образовательных учреждений имела достаточно развитую вертикальную и горизонтальную структуру, которая включала восемь видов спецшкол, шестнадцать видов спецобучения, специальные дошкольные, общеобразовательные и профессиональные учебные заведения.
Для каждого типа спецшкол определялись принципы обучения и формы построения обучения, были разработаны методы и средства обучения. Для каждой учебной дисциплины была создана система методик, специальных учебников и оригинальные наглядные пособия. Все специальные школы, кроме школ для умственно отсталых детей, давали детям цензовое образование, что давало возможность этим детям поступать в средние специальные учебные заведения и даже в ВУЗы.
Современная дефектология
Цель дефектологии на современном этапе заключается в научном обеспечении перехода к новой системе специального образования, которая ориентирована на ценности гражданского открытого общества.
Основными задачами современной дефектологии являются:
- формирование научной основы системы раннего выявления различных нарушений в детском развитии, а также ранней комплексной помощи;
- разработка основ интегрированного обучения, новых форм взаимодействия специального и массового образования;
- переосмысление соотношения жизненной компетенции и стандартов образования в системе специального образования;
- разработка нового содержания специального обучения, технологий и методов его индивидуализации, психологического сопровождения детей с нарушениями в развитии, методов взаимодействия специалистов с семьями детей с нарушением в развитии.
Дефектология продолжает свое развитие как комплексная наука, основой которой является идея о целостном подходе к изучению проблемных детей.
В $1991$ году в России была ратифицирована Конвенция ООН «О правах умственно отсталых» и «О правах инвалидов». С этого момента между значением термина «дефектология» и содержанием области научного знания, которую он обозначает возникло противоречие. Это было связано с необходимостью отказа от употребления всех терминов, которые указывали бы на дефект. К таким терминам относится и «дефектология», который постепенно выходит из употребления, также как становятся недопустимыми понятия «аномальные дети» и «аномальное развитие». Проблема заключается в том, что пока отсутствует адекватный эквивалент этого термина, который бы был социально приемлем и адекватно отражал содержание данной науки.