Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Научные основы дефектологии

Дефектология: понятие и целевое назначение

Определение 1

Дефектология – это отрасль научного знания, имеющая междисциплинарный характер и, занимающаяся исследование обучения, воспитания и развития детей с отклонениями в развитии.

Дефектология, как научное знание, отражает закономерности развития детей с физическими, психическими отклонениями от нормального развития и разрабатывает принципы, формы и методы их образования и воспитания, а также способы всестороннего развития, с учетом, имеющихся отклонений и степени их проявления и влияние на иные стороны развития организма.

Предметом данной научной отрасли выступают непосредственно отклонения в психическом и физическом развитии ребенка. Наука изучает эти отклонения и разрабатывает направления и формы воспитания и образования для детей, имеющих отклонения конкретного типа.

Целевым назначением дефектологии выступает разработка теоретических основ и практических рекомендаций оказания помощи детям с разнородными отклонениями в развитии. Дефектология занимается объективным исследованием любых недостатков в развитии ребенка. Данные исследования закладываются в основу формирования концепции данной науки и помогают создать систему коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями.

На основании целевого назначения науки осуществляется постановка задач дефектологии. К ним относятся:

  1. Определение методов и форм организации учебно-воспитательного процесса в коррекционных образовательных учреждениях;
  2. Определение условий полноценного развития личности с ограниченными возможностями;
  3. Группировка детей с различными отклонениями по определенным признакам – классификация дефектологических нарушений;
  4. Формирование дифференцированной системы обучения граждан с ограниченными возможностями, исходя из особенностей их отклонения и его проявления4
  5. Формирование научной базы интегрированного обучения нормальных детей и детей с ограниченными возможностями;
  6. Формирование прогнозов и перспектив развития системы специального образования;
  7. Разработка методов и форм организации социально-педагогического и психологического сопровождения лиц с отклонениями в развитии;
  8. Разработка способов диагностирования отклонений на ранних этапах развития ребенка;
  9. Разработка способов и методов профилактики развития отклонений;
  10. Определение возможностей и создание условий для нормальной жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
«Научные основы дефектологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Решение всех этих задач необходимо для того, чтобы ребенок с отклонениями в развитии смог стать полноценным членом социальной среды, жить и развиваться в ее условиях.

Дефектология как научная отрасль состоит из двух разделов:

  • Специальная педагогика – это отрасль педагогической науки, занимающаяся исследованием процессов обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями и, разрабатывающая формы и методы организации данного обучения. Данный раздел занимается выявлением причин отклоняющегося поведения детей, особенностей его проявления, разрабатывает методы профилактики и методы коррекции, содержание и методическую базу коррекционного образования.

  • Специальная психология – это наука, занимающаяся исследованием психофизиологической специфики развития детей с ограниченными возможностями, особенностей функционирования их психических процессов на разных возрастных этапах и стадиях учебно-воспитательной работы. Данный раздел активно изучает особенности психики ребенка с различными отклонениями в развитии и проектирует способы их коррекции для нормальной жизнедеятельности и развития. Специальная психология осуществляет разработку методов выявления психических нарушений, приемы психологической коррекции, разрабатывает методы воспитания и обучения детей, исходя из специфики функционирования их психики, реализует психологическую коррекцию дезадаптации в социальной среде.

Основные разделы дефектологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Основные разделы дефектологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Концептуальные основы дефектологии

Дефектология представляет собой научную концепцию, отражающую специфику социальной жизнедеятельности ребенка с ограниченными возможностями, способы коррекционного воздействия на социальное становление и развитие личности ребенка с отклонениями в развитии в условиях специального образования.

В основе дефектологии лежит ряд психолого-педагогических принципов, посредством которых познается и исследуется развитие, воспитание и обучений детей с отклонениями в развитии. К ним относятся:

  • Принцип системности. Он отражает функционирование коррекционного педагогического процесса, как системы, состоящей из совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов.
  • Принцип единой направленности педагогического процесса.
  • Принцип гуманистической направленности коррекционной педагогической деятельности. предполагается, что специальное образование направлено на развитие у личности с отклонениями в развитии гуманистических свойств и гуманистических ориентиров деятельности.
  • Принцип использования комплексного педагогического воздействия. Означает использование в коррекционной педагогике совокупности различных методов и средств, ориентированных на достижение ее целей и задач.
  • Принцип уважительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии. Ребенок не должен восприниматься, как «ущербный» объект учебно-воспитательной деятельности, а быть ее полноценным субъектом.
  • Принцип разумности. Означает, что все требования и запросы к ребенку, должны отвечать его реальным возможностям.
  • Принцип совмещения в коррекционной работе прямых и косвенных педагогических приемов деятельности.
  • Принцип акцентирования внимания на положительных моментах. Нельзя акцентировать внимание на острых проблемах развития. Важно, рассматривать положительную динамику коррекционной работы, наличие положительных сдвигов в развитии ребенка.
  • Принцип единого целевого назначения всех процессов диагностирования и коррекции.
  • Принцип заложения в основу коррекционных программ образования индивидуальных параметров развития ребенка, возрастной специфики функционирования его психических процессов и степени проявления тех или иных отклонений.
  • Принцип объединения с социально значимым для личностного развития ребенка с отклонениями в развитии, ближайшим окружением, социальными институтами и гражданами.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot