Сущность понятия «методология»
Методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
Методология науки – это совокупность исходных теоретических идей и положений, лежащих в основании исследования природных или общественных явлений, которые оказывают решающее воздействие на раскрытие сущности и развития этих явлений.
Общенаучная методология наиболее часто представлена в системном подходе, которым отражена всеобщая связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности, и ориентирует исследователя и практика на необходимость рассматривать явления жизни в качестве систем, имеющих определенное строение и собственные законы функционирования.
Системный подход пришел на замену функционального и аналитическому подходам, он свидетельствует о том, что относительно самостоятельные компоненты процесса или явления должны рассматриваться не изолированно, а в тесной взаимосвязи, развитии и движении.
Системный подход помогает в выявлении интегративных системных свойств и качественных характеристик, отсутствующих у составляющих систему элементов.
Предметный, функциональный и исторический аспекты системного полхода требуют реализовать в единстве такие принципы исследования, как историзм, конкретность и учет всесторонних связей и развития. В нем реализуется принцип единства педагогической теории и практики, иногда он неверно трактуется в качестве некоторой линейной цепочки, отражающей естественное движение знания от теории через эксперимент к практической деятельности. Его правильная интерпретация представлена существованием определенных циклических связей науки и практики. Педагогическая практика – критерий истинности научного знания, положений, разрабатываемых в теории и частично подтверждаемых экспериментами. Практика превращается в источник новых фундаментальных образовательных проблем. А теория, в свою очередь, предоставляет основу для правильных практических решений, но глобальные проблемы и задачи, которые возникают в практике образования, будут порождать все новые решения, требующие проведения фундаментальных исследований.
Методологические подходы в преподавании географии
В методологии педагогики выделяют ряд подходов, используемых в практике преподавания географии:
- целостный;
- личностный;
- деятельностный;
- полисубъективный;
- культурологический;
- этнопедагогический;
- антропологический.
Названные подходы выступают и методологическими принципами преподавания географии.
Целостный подход ориентирован на интегративные характеристики личности, саму личность необходимо понимать в качестве целостности, сложной системы, имеющей собственную структуру, функции и внутреннее строение.
Необходимо отметить, что целостный подход ориентирован на выделение в педагогической системе и развивающейся личности, в первую очередь, интегративные инвариантные системообразующие связи и отношения, изучение и формирование того, что устойчивое или переменное, главное или второстепенное. Иными словами, необходимо обращать внимание на характеристику личности каждого ребенка, чтобы они эффективнее усваивали информацию.
Личностный подход – предполагает направленность педагогической деятельности на личность в качестве цели, субъекта, результата и главного критерия ее эффективности. При этом уникальность личности не оспаривается, сохраняется ее право на уважение, интеллектуальная и нравственная свобода. Данным подходом предполагается осуществление воспитания, как естественного процесса развития задатков и творческого потенциала личности, а также создание для этого благоприятных условий.
Принципами личностного подхода являются:
- индивидуальность;
- субъективность;
- выбор;
- творчество и успех;
- вера, доверие и поддержка.
Полисубъективный, или диалогический подход подразумевает, что сущность личности значительно более сложная и разносторонняя, чем процесс деятельности, в которую эта личность включается. Иными словами, на уроке учебная деятельность должна протекать не как простое изложение информации учителем в рамках предмета географии, а как совместная деятельность учителя с учениками, цель которой – осознать и понять обсуждаемый географический объект или процесс, запомнить и усвоить необходимый объем информации.
Культурологический подход формируется тремя взаимосвязанными аспектами действия: аксиологическим (ценностным), технологическим и личностно-творческим.
- Аксиологический аспект рассматривает организацию педагогического процесса, которая будет обеспечивать изучение и формирование ценностных личностных ориентаций.
- Технологический аспект предполагает понимание культуры в качестве специфического способа деятельности людей.
- Личностно-творческий аспект обусловлен взаимосвязью культуры и индивида.
Этнопедагогический подход включает единство интернационального, национального и индивидуального компонентов воспитания. То есть, предполагает организацию и осуществление воспитательной деятельности при опоре на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки и обычаи. Национальной культурой среде придается специфический колорит, что сказывается на развитии ребенка и функционировании различных образовательных учреждений.
Антропологический подход, разработанный и обоснованный Ушинским К.Д., предполагает системное использование данных всех наук о человеке в качестве предмета воспитания и учет их в процессе построения и осуществления педагогической деятельности. Обширный круг антропологических наук о человеке состоит из анатомии, физиологии, патологии, психологии, логики, философии, географии, статистики, политической экономики и истории.
Названные выше методологические подходы:
- во-первых, дают возможность выделять не мнимые, а реальные проблемы, определять стратегию и основные направления решения этих проблем;
- во-вторых, позволяют целостно и в диалектическом единстве проанализировать совокупность наиболее существенных образовательных проблем, установив их иерархию;
- в-третьих, дают возможность получить объективное знание и уйти от господствующих ранее педагогических парадигм.