Понятие и критерии образовательной технологии
Образовательная технология – это совокупность взаимосвязанных методов, средств и педагогических установок, направленных на повышение эффективности образовательного процесса.
В целом образовательную технологию можно охарактеризовать как инновационный методический инструментарий педагогического процесса.
В настоящее время разработано и апробировано на практике более ста образовательных технологий. Большинство технологий являются малозатратными, но при этом доказали свою эффективность на практике и часто внедряются в учебный процесс образовательных организаций.
К образовательной технологии предъявляется ряд требований:
- Концептуальность – определяет, что каждая технология разработана на основании конкретной научной концепции, являющейся ее фундаментом.
- Системность – указывает на то, что элементы, составляющие содержание концепции, логичны, последовательны и взаимосвязаны между собой общей целью.
- Управляемость – предусматривает возможность управления реализуемой технологией со стороны педагога (корректировка, адаптация и т.д., в зависимости от условий организации технологии и возможностей учащихся).
- Эффективность – каждая образовательная технология подразумевает получения конечного результата (эффекта) от внедрения в образовательный процесс, при минимальных затратах и вложениях.
- Воспроизводимость – возможность внедрения технологии в различных образовательных учреждениях, то есть технология гарантирует эффективный результат вне зависимости от того какой педагог ее реализует.
В том случае, если определенная система претендует называться технологий, то ей необходимо соответствовать всем указанным требованиям.
Содержание образовательной технологии: цели, задачи, методы (приемы, средства), формы обучения.
Внедрение образовательной технологии в учебный процесс требует от педагога соблюдения следующих принципов:
- Принцип научности и доступности предусматривает, что внедряемая технология должна быть основана на последних достижениях науки и техники, но при этом понятных и доступных для восприятия.
- Принцип системности направлен на осуществления образовательного процесса последовательно на основании учебной программы, расписания и т.п.
- Принцип взаимосвязи теории и практики основан на том, что знания легче усваиваются и запоминаются, если теоретическое изучение подкреплено практической работой.
- Принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя.
- Принцип наглядности предусматривает опору на наглядные пособия (иллюстрации, презентации, макеты и т.д.) сопровождаемые словесным объяснением.
- Принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся.
Данные принципы являются традиционными принципами дидактики, опора на них гарантирует эффективность внедряемых образовательных технологий.
Общая структура образовательной технологии
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
- Концептуальная часть является научной основой технологии, представлена психолого-педагогическими идеями и концепциями.
- Содержательная часть включает в себя общие и конкретные образовательные цели, учебный и методический материал технологии.
- Процессуальная часть состоит из совокупности методов и форм учебной деятельность учащихся и педагога, а также деятельности педагога по управлению процессом освоения и усвоения учебного материала, осуществления диагностики образовательного процесса.
Таким образом, образовательная технология обязательно должна содержать все вышеперечисленные структурные элементы, только в этом случае она будет результативной.
Вертикальная структура образовательных технологий
Образовательная технология при внедрении в образовательный процесс охватывает определенную область педагогической деятельности. Данная область может быть как составляющей частью технологии, так и сама быть в нее включена. Исходя из того, в какой области осуществляется реализация образовательной технологии, в ее вертикальной структуре выделяют четыре соподчиненных класса.
Метатехнологии – внедрение образовательной технологии в учебный процесс на уровне региона (области, района, города и т.д.). Реализация образовательных технологий является частью социальной политики региона и охватывает целостный образовательный процесс всех учебных заведений. Осуществляется через органы образования.
Применяются общедидактические виды образовательных технологий, таких как технология развивающего обучения, технология управления качеством образования в регионе.
Макротехнолоии (отраслевые образовательные технологии) – по своему охвату распространяются на деятельность определенной образовательной отрасли, направления в обучении, либо учебной дисциплины.
Применяются образовательные технологии общепедагогического и общеметодического уровня: технологии преподавания конкретного учебного предмета, технологии компенсирующего обучения, технологии коррекционного обучения и т.п.
Мезотетхнологии (модульно-локальные технологии) – технологии, направленные на совершенствование образовательного процесса в рамках отдельного модуля (части) процесса обучения. Данные технологии направлены на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач.
Применяются технологии отдельных видов деятельности субъектов и объектов, технология изучения данной темы, технология урока, технология усвоения, повторения или контроля знаний.
Микротехнологии - это технологии, направленные на решение узких оперативных задач и относящиеся к индивидуальному взаимодействию или воздействию субъектов педагогического процесса (контактно - личностный уровень).
Применяются образовательные технологи по формированию навыков письма, тренингов по коррекции отдельных качеств индивида.