Понятие «образовательные технологии»
В настоящее время в научно-педагогической литературе существует большое количество трактовок понятия «образовательная технология», что говорит о её популярности и актуальности в теории и практике педагогики.
Образовательная технология – это научно обоснованная система методов и средств воздействия на учащихся, организуемых и управляемых педагогом, с целью оптимизации образовательного процесса.
По своей сути образовательная технология является систематизированным и последовательным воплощением на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Так как описание любого педагогического процесса является описанием определенной системы, то образовательная технология – это проект какой-то определенной педагогической системы, которая реализуется педагогом на практике.
Образовательная технология имеет ряд принципов:
- Обязательное предварительное проектирование образовательного процесса и последующее воспроизведение на практике.
- Выделение и описание структуры (содержания) каждого этапа технологии.
- Любая технология ориентируется на конкретную образовательную цель.
- Принцип целостности, предполагает, что образовательная технология является целостным процессом, с конкретной структурой и содержанием. При ее организации все компоненты должны находиться в гармоничной взаимосвязи друг с другом. В случае внесения изменений в один компонент, изменения и корректировки происходят и во всех иных.
Таким образом, образовательная технология это не просто использование современных технических средств, при организации учебного процесса, а разработка эффективного комплекса методов и приемов, направленных на достижение результата обучения.
Основные качества современных образовательных технологий
Модульные образовательные технологии характеризуются тем, что каждая дисциплина делится на отдельные блоки (модули), каждый из которых представляет собой законченный вид. На изучение модуля отводится определенное время, по итогу изучения проводится промежуточный контроль. После того как учащимися изучены все модули осуществляется итоговый контроль. Изучение модуля осуществляется как совместно с педагогом, так и самостоятельно.
Технология проблемного обучения имеет ряд характерных качеств, определяющих реализацию данной технологии. В процессе проблемного обучения перед учащимися ставится учебная или научная задача, в процессе решения которой они учатся самостоятельной работе, находят пути решения задачи, осуществляют поиск необходимой информации и т.д.
Технология личностно-ориентированного обучения направлена на обеспечение оптимальных условий для развития индивидуальных возможностей и удовлетворения потребностей каждого учащегося. В настоящее время существует несколько видов личностно-ориентированных технологий, которые активно используются в педагогическом процессе.
Технология обучения в сотрудничестве основана на коллективном методе обучения, при котором учащиеся объединяются в небольшие группы по 3-5 чел. Педагог дает общее задание для всей группы, которое решается совместными усилиями.
Технология дифференцированного подхода к обучению предусматривает организацию образовательного процесса, при которой учитываются индивидуальные возможности каждого учащегося, обучение направлено на их развитие и становление.
Технологии игрового обучения, основаны на использовании различных игровых приемов и упражнений в процессе обучения. Игровая форма занятий способствует лучшему усвоению знаний в легкой и непринужденной форме. Популярность данной технологии заключается в том, что игра интересна детям в любом возрасте.
Технология метода проектов не является принципиально новой технологией, суть ее заключается в том, что педагог разрабатывает определенный проект, который включает в себя определенную научную или учебную проблему. Для работы с проектом учащиеся должны не только обладать рядом знаний и умений, но и самостоятельно находить новую информацию, усваивать ее и применять на практике.
Информационные технологии характеризуются тем, что их использование в учебном процессе подразумевает обязательно наличие необходимой технической базы (ПК, мультимедийная доска и т.д.).
В настоящее время наиболее популярными образовательными технологиями, используемые в рамках образовательных учреждений являются технологии проектов, игровые, информационные и технологии сотрудничества.
Таким образом, все образовательные технологии имеют определенные качества, которые позволяют добиваться решения основных задач обучения и сделать педагогический процесс эффективнее.
Разнообразие современных образовательных технологий
Актуальность и эффективность образовательных технологий обуславливает их постоянное развитие и становление все новых видов. В настоящее время выделяют следующие виды:
- Образовательные технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса: технологии сотрудничества, гуманистические технологии, личностно-ориентированные технологии.
- Образовательные технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии, технологии проблемного и коммуникативного обучения.
- Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала: технологии перспективно-опережающего обучения, технологии дифференцированного обучения.
- Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей: технология индивидуального обучения, технология программного обучения, технология коллективного и группового обучения, компьютерные технологии.
- Образовательные технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала: экологические и диалектические технологии, технология поэтапного формирования умственных действий.
- Частнопредметные образовательные технологии: технология раннего и интенсивного обучения грамоте, технология совершенствования общеучебных умений, технология обучения математических задач.
- Альтернативные технологии: Вальдорфская педагогик, технология свободного труда, технология мастерских.
- Природосообразные технологии: обучение природной грамоте, технология саморазвития.
- Технологии развивающего обучения, разработанные и предложенные разными учеными.
- Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.
- Образовательные технологии авторских школ: Школа адаптирующей педагогики, Модель «Русская школа», Школа Завтрашнего Дня