Внедрение образовательных технологий в вузах
В настоящее время одной из актуальных проблем в системе образования, является обеспечение доступности для всех слоев населения высшего образования. Решение данной проблемы было достигнуто посредством внедрения образовательных технологий в вузы страны.
Внедрение образовательных технологий предоставляет возможность создания качественно новой образовательной среды. Одним из приоритетных направлений в данной области является внедрение в образовательный процесс современных электронных технологий, а именно дистанционного обучения.
С точки зрения педагогики, технология дистанционного обучения интересна как система, позволяющая использовать по максимуму все современные технологии и при этом соблюсти необходимые требования к обучению. Дистанционное форма обучения характерна гибкостью организационных форм, возможностью индивидуализировать содержание образования, при необходимости интенсифицировать процесс обучения и обмена информацией.
Технологии электронного обучения применяются при следующих формах:
- Очная и очно-заочная форма. Данные формы обучения способствуют организации самостоятельной работы учащихся и проведение постоянного мониторинга образовательного процесса.
- Заочная форма. При организации образовательного процесса использование информационных технологий является одной из основных форм подачи учебного материала, способствуют выработке навыков практической работы.
Внедрение современных технологий в образовательный процесс вуза позволяет сочетать аудиторные и электронные формы обучения. Сочетание двух форм обучения называется смешанным обучением, обеспечивающим применять в учебном процессе лучшие черты и качества электронной и аудиторной форм.
Преимуществами аудиторной формы обучения является:
- обеспечение социального взаимодействия, которое необходимо учащимся не только с целью удовлетворения потребности в общении, но и с целью всестороннего развития личности;
- методы обучения знакомы и понятны учащимся;
- создается такое образовательное пространство, в рамках которого каждый учащийся имеет возможность не просто получить свои знания, но и опыт общения, установления связей, знакомств и т.д.
Основные преимущества электронного обучения:
- позволяет самостоятельно выбирать и определять темп, время и место обучения;
- предоставляет гибкие графики и программы обучения, возможность сформировать индивидуальный план обучения;
- дает возможность своевременно актуализировать содержание образовательного контента.
Внедрение современных компьютерных образовательных технологий в ВУЗ способствует формированию и развитию уровня самостоятельности и учащихся. Применение компьютера позволяет разрешить существующих кризис в образовании, который связан с нехваткой педагогических кадров. Учебный материал, может быть представлен в виде аудио- и видео-лекций, которые учащиеся могут просматривать и прослушивать в удобное время и при необходимости несколько раз. При традиционном обучении это невозможно.
Еще одним новшеством, которое вносит использование компьютера в образовании, является интерактивность, которая позволяет развивать активно-деятельностный процесс обучения. Активно-деятельностный процесс положительно сказывается на самостоятельной работе учащихся по поиску и усвоению новой информации.
Таким образом, основным видом образовательных технологий, внедряемых в образовательный процесс ВУЗов, являются информационные и компьютерные технологии обучения.
Требования по внедрению образовательных технологий в вуз
Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс вуза, требует соблюдения ряда требований:
- наличие хорошей аппаратно-программной основы;
- наличие необходимой подготовки у педагогов;
- наличие разработанных электронных учебных и методических материалов.
Большое внимание при внедрении в образовательный процесс ВУЗа технологий, касается учебных и методических материалов. Необходимо не просто заменить книжные издания на электронные, а расширить имеющийся библиотечный фонд «вглубь». То есть дополнить печатные издания электронными ресурсами, прежде всего там, где у книги нет возможности работать. Однако важно сохранить основное назначение учебников, книг и пособий – передача информации. Это необходимо, так как по удобству и широте применения книжные издания пока вне конкуренции.
Наличие электронных ресурсов и изданий способствует обеспечению учебного процесса необходимыми материалами. Помимо этого электронные ресурсы значительно облегчают систематизацию и поиск необходимой информации. Их использование достаточно широко – получение учебной информации, использование во время практических заданий, проведение аттестаций и т.д.
Следует отметить особое достоинство информационных технологий, благодаря которым можно проводить актуализацию, дополнение и расширение курса.
Инновационные технологии мониторинга академической успеваемости в вузе
Современные образовательные технологии, помимо оптимизации и повышения эффективности образовательного процесса в ВУЗе, способствую так же организации непрерывного мониторинга усвоения учащимися знаний и умений.
Мониторинг уровня знаний и умений, реализуемый посредством современных технологий позволяет контролировать уровень качества на всех этапах обучения, а не только на момент аттестации, как было при использовании традиционных схем образования.
В настоящее время современные технологии предлагают следующие элементы мониторинга:
- академическая активность
- рубежный контроль;
- результаты практических заданий (курсовые, лабораторные работы, индивидуальные задания);
- итоговый контроль.
В современных вузах успешно реализуется программа по развитию и внедрению в учебный процесс электронных образовательных технологий. Библиотека электронных учебно-методических комплексов, интегрированных в систему дистанционного обучения ВУЗов, неотъемлемо связана с заложенной в них системой контроля качества образования за счет обеспечения объективной оценки результатов, поскольку все виды деятельности фиксируются, и преподаватель оценивает лишь отчуждаемые результаты, анализ которых может быть доступен преподавателю, декану, куратору, заказчику обучения.