Понятие и функции образования как социокультурного феномена
Образование – это специально организованный и целенаправленный процесс, предусматривающий усвоение систематизированных знаний, умений и навыков, получение необходимого практического опыта деятельности.
Понятие «образования» разными науками понимается по-своему, так философия под «образованием» понимает процесс духовного формирования и развития человека, его личностного роста. Современные науки рассматривают образование как культурно-историческое явление, направленное на сохранение, накопление и последующую передачу жизненного опыта, духовной культуры народа и этноса.
Довольно часто образование рассматривается как уникальный способ посвящения человека в мир культуры и науки.
Культура (в переводе с латинского языка, по отношению к человеку) – это процессе по совершенствованию, взращиванию и формированию личности человека.
Данная трактовка указывает на то, что именно культура является предпосылкой для образования человека и в тоже время его конечным результатом. Так как именно в процессе образования, человеком усваиваются культурные ценности (художественные, архитектурные, исторические и т.д.). Кроме того, содержание образования пополняется за счет научных открытий, культурного наследия, практики и жизни человечества. Все это и определяет образование как своеобразный социокультурный феномен.
На образование, как на социокультурный феномен, возложены следующие функции:
- Обеспечение «вхождения» каждого человека в мир культуры и науки.
- Осуществление полноценной социализации человека в современном обществе.
- Обеспечение эффективной преемственности между поколениями.
- Организация качественной трансляции культурного наследия.
- Осуществление сохранения и развития народных, этнических и исторических традиций.
- Оказание помощи в активизации ускорения культурных перемен в общественной жизни.
Таким образом, образование выступает в качестве своеобразного транслятора культуры, овладевая которым каждый имеет возможность успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям современного общества, стать его полноправным и полноценным членом, а также поспособствовать приумножению потенциала мировой культуры.
Основными культурными функциями образования выступают:
- Гуманитарная – направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, развитие его индивидуальности, нравственности и духовности.
- Культуросозидательная – предполагает сохранение, воспроизведение, развитие и передачу культуры посредством образования.
- Социологизаторская – направлена на усвоение и последующее воспроизведение каждым человеком собственного социального опыта.
На социокультурный феномен образования указывает и один из его ведущих принципов, а именно принцип культуросообразности. Данный принцип разрабатывался такими педагогами как К. Д. Ушинский, А. Дистерверг, В. А. Сухомлинский.
Проблемы взаимосвязи культуры и образования
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем является проблема взаимосвязи образования и культуры. Данная проблема является предметов многих специально организованных исследований, проводимых в рамках культурологической образовательной парадигмы.
Рядом ученых-педагогов, была разработана уникальная диалоговая концепция образования и культуры, которая предусматривает организацию диалога людей разных культур. Именно данный диалог выступает как основа культуры и дидактической единицы образования.
Основными ценностями современного культурно-ориентированного образования выступают:
- Человек, выступающий в качестве основного субъекта культуры, индивидуального развития и собственной жизни.
- Образование, являющееся частью культурно-развивающей среды.
- Диалог и творчество, как ведущие способы саморазвития и самообразования человека, его успешного существования в культурном образовательном пространстве.
Основой современной системы образования является культурологическая концепция, разработанная Е. В. Бондаревской, направленная на личностно-ориентированное обучение и воспитание учащихся (воспитанников, студентов и т.д.).
Ведущими положениями данной концепции являются:
- Основным принципом реформирования современной системы образования является его переход от идеологии к культуре. Переход к культуре предполагается во всех сферах.
- Образование представляет собой духовное обличие человека, которое складывается во время освоения им духовных и моральных ценностей общечеловеческой культуры.
- Основной целью и объектом образования выступает формирование культурного человека.
- Важным в содержании образования является его культуросообразность, которую необходимо воссоздавать во всех образовательных организациях, поддерживать в рамках семьи и общества. Современное общество должно стремиться не только к тому, чтобы освоить общечеловеческую культуру, но и преумножить ее всеми доступными способами. Необходимым для этого условием является организация процесса интеграции образования в культуру.
- Направленность современного образования на гуманизацию своего содержания, внедрение в процесс гуманистических технологий воспитания и обучения, создание в каждом образовательном учреждении среды, направленной на формирование творческой личности, способной успешно самореализоваться в рамках современного социума и существующей социокультурной ситуации.
- Опора на творчество, как основы развития культуры. В рамках данного положения, ведущим принципом образования в контексте культуры, будет являться принцип креативности, который предполагает создание атмосферы сотворчества и сотрудничества.
- Образование должно быть наполнено культурным смыслом.
- Основным методом проектирование личностно-ориентированного процесса обучения является культурологический подход, включающий в себя ряд компонентов.
Компоненты культурологического подхода:
- отношение к каждому ребенку как субъекту, способному к осуществлению самостоятельного культурного развития;
- отношение к педагогу, как к основному посреднику между культурой и ребенком;
- отношение к педагогу как к человеку, который способен оказать необходимую поддержку ребенку в развитии и самоопределении;
- отношение к образованию, как к своеобразному культурному процессу, основными движущими силами которого являются смысл, диалог и сотрудничество между его участниками;
- отношение к образовательной организации, как целостному культурно-образовательному пространству, способствующему воссозданию необходимых культурных образцов жизни, оказывающих положительное влияние на качество воспитания культуры человека.
Таким образом, образование выступает в качестве одной из частей общечеловеческой культуры. При этом оно, с одной стороны, оказывает влияние на ее сохранение и развитие через человека, а с другой стороны, наполняет её собственное содержание.
Сущность образования как социокультурного феномена
Сущность образования как социокультурного феномена заключается в следующем:
Образование и культура взаимообусловлены. На основании культуры определяются цели, задачи и содержание современного образования. В свою очередь образование направлено на сохранение и развитие культуры. Связующим звеном между образованием и культурой в данном случае выступает человек.
Образование и культуры связаны между собой следующим:
- имеют общий объект, в качестве которого выступает человек;
- совместные общечеловеческие ценности: образование, культура, человек и т.д.;
- имеют творческий характер культурно-образовательной деятельности;
- общие функции: воспитание, обучение и развитие человека.
Успешность образования во многом зависит от его реализации в контексте конкретной культурологической парадигмы, которая в большей степени ориентирована, не на получение конкретных знаний и умения, а на усвоение учащимися элементов культуры и личностное развитие.
Педагог должен быть носителем общечеловеческой культуры, проявление которой, учащиеся могут видеть в его речи, поведении, внешнем виде, взаимодействии с другими людьми и т.д. То есть, производя культурные ценности для своих учеников, педагог идентифицирует себя с культурой. Реализуемая им педагогическая деятельность является не просто передачей знаний, умения и навыков, а выступает в качестве диалога между разными культурами и обмен культурными ценностями.