Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Образование как педагогический процесс

Понятие образования и педагогического процесса

Определение 1

Образование – это педагогический процесс, суть которого обусловлена заданной образовательной целью, осуществляемого посредством субъективно-объективных действий обучаемых и обучающих.

Становление каждого ребенка как личности, процесс его формирования в соответствии с установленным общественным идеалом, невозможно вне рамок организованного и целенаправленного педагогического процесса.

В настоящее время понятие «образовательный процесс» употребляется в качестве синонима понятия «педагогический процесс».

Определение 2

Педагогический процесс – это целенаправленно организованное взаимодействие учащихся и педагога, которое решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач.

Под педагогическим процессом в широком смысле понимается целостный процесс воспитания, реализуемый посредством обеспечения единства воспитания и обучения.

По своей природе педагогический процесс является процессом социальным, так как его содержание направлено на обеспечение выполнения социального заказа, подразумевающего всестороннюю подготовку подрастающего поколения к успешной жизнедеятельности в рамках современного социума.

Педагогический процесс подразумевает активную передачу и усвоение социального опыта, путем целенаправленно организованной деятельности и общения педагога с воспитанниками.

Основные виды деятельности, используемые в образовательном процессе: учебно-познавательная, игровая, производственная, художественно-творческая, трудовая и т.д.

Замечание 1

Под общением педагога и воспитанников понимают оказание систематического педагогического влияние на волю, сознание и эмоции детей.

«Образование как педагогический процесс» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Таким образом, ведущими компонентами педагогического процесса являются воспитание и обучение, которые обуславливают внутренние процессы изменения воспитанности, образованности и развития личности. В свою очередь каждый из процессов состоит из ряда взаимосвязанных компонентов: процесс воспитания – это взаимосвязь воспитательного взаимодействия и возникающего процесса самовоспитания; процесс обучения – это совокупность учения и преподавания.

Функции, структура и компоненты педагогического процесса

Основные функции педагогического процесса:

  1. Воспитательная – направлена на личностное изменение воспитанников, усвоение ими общечеловеческой культуры и норм.
  2. Информационная – предполагает осуществление процесса просвещения подрастающего поколения.
  3. Развивающая – направлена на всестороннее и своевременное развитие детей.
  4. Социально-адаптационная – предполагает осуществление процесса приспособления воспитанников к условиям реальной жизни.
  5. Аксиологическая – предусматривает развитие у воспитанников ценностной ориентации, формирование у них адекватного отношения к окружающим предметам и явлениям.

Структуру педагогического процесса принято рассматривать с двух основных позиций:

  • Субъектный состав – представлен участниками педагогического процесса, то есть педагогами и воспитанниками. Субъектный состав может быть весьма разнообразным. Воспитанниками могут быть люди любого возраста – от дошкольников до пожилых людей. В качестве педагога может выступать не только конкретный человек (педагог-профессионал), но СМИ, национальные традиции, обычаи, религия и т.д.
  • Процессуальный состав – представляет собой взаимодействие субъектов педагогического процесса, конечной целью которого является освоение воспитанниками общечеловеческой культуры, накопленного опыта и усвоение норм культуры и поведения.

Структура педагогического процесса включает в себя следующие компоненты:

  1. Целевой компонент – определяет цели воспитания и обучения. Под целью понимается многоуровневое явления, выступающее как системообразующий фактор педагогического процесса.
  2. Содержательный компонент – направлен на разработку содержания образовательного процесса. В содержании отражается смысл, который вложен в общую образовательную цель и в каждую из образовательных задач.
  3. Операционно-деятельностный компонент – предусматривает установление процедур воспитания, обучения и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, а также организацию продуктивной деятельности педагогов и воспитанников, на основании конкретных принципов и с использования методов, средств, способов и форм работы по достижению поставленной цели.
  4. Эмоционально-мотивационный компонент – направлен на формирование и развитие положительной мотивации на образовательный процесс, как у педагогов, так и у воспитанников. Достигается это посредством установления эмоционально-позитивного взаимодействия между ними.
  5. Контрольно-оценочный компонент – предполагает осуществление качественного контроля за течение образовательного процесса и полученными результатами, на каждом из его этапов. Под результатами понимается формирование личностных качеств воспитанников, именно они подвергаются оценке и самооценке.
  6. Результативный компонент – направлен на выявление эффективности протекания педагогического процесса и прогресса в достижении поставленной образовательно-воспитательной цели.
Замечание 2

Целостный педагогический процесс представлен рядом компонентов, которые находятся в тесном и гармоничном взаимодействии друг с другом.

Таким образом, педагогический процесс представляет собой совокупность процессуального и субъектного состава, их сложное динамичное взаимодействие, выраженное в постоянно развивающейся системе целостного образования.

Закономерности педагогического процесса

Определение 3

Закономерности педагогического процесса – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые и существенные связи между определенными явлениями и сторонами педагогического процесса.

Общими закономерностями педагогического процесса являются (автор И.П. Подласый):

  1. Динамика педагогического процесса – подразумевает постоянное и последовательное изменение всех величин процесса. При этом изменение каждой величины зависит от успешности ее изменения на предыдущем этапе. То есть, выше предыдущие достижения, тем значительнее будет конечный результат образования. Данная закономерность представляет педагогический процесс в виде развивающегося, постепенного («ступенчатого») взаимодействия педагога и воспитанников. Наглядно это закономерность проявляется в следующем: тот ученик имеет высокие общие результаты, у которого были высокие промежуточные достижения.
  2. Поступательное развитие личности – вся сущность педагогического процесса направлена на всестороннее и целостное развитие личности, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанника. Темп и уровень развития зависят от ряда следующих факторов: наследственность, насыщенность воспитательной и образовательной среды, включенность в учебно-воспитательную деятельность, окружение воспитанника и используемые педагогом способы и средства педагогического воздействия.
  3. Управление воспитательно-образовательным процессом – предполагает, что успешность педагогического воздействия во многом зависит от интенсивности обратных связей между педагогом и воспитанниками, а также величины и обоснованности применяемого корректирующего воздействия на них.
  4. Стимулирование – эффективность и результативность педагогического процесса во многом зависят от ряда внутренних и внешних стимулов. Внутренними стимулами являются – собственная мотивация воспитанника на учебно-воспитательную деятельность; внешние стимулы представленным общественными, педагогическими, моральными и материальные и рядом других стимулов.
  5. Единство логического, практического и чувственного в педагогическом процессе – предполагает, что успешность педагогического процесса во многом зависит от чувственного восприятия, логического осмысления и практического применения полученных знаний и умений.
  6. Единство внутренней (познавательная) и внешней (педагогическая) деятельности – предполагает, что эффективность образовательного процесса во многом зависит от качества педагогической деятельности и собственной воспитательно-образовательной деятельности воспитанников.
  7. Обусловленность педагогического процесса – представлена течением и результатами воспитательного и образовательного процессов, которые находятся в зависимости от потребностей современного общества и личностных возможностей воспитанников.

На основании представленных закономерностей, установлены ведущие принципы педагогического процесса.

Определение 4

Принципы педагогического процесса – это исходные фундаментальные требования к воспитанию и обучению, которые конкретизированы в правила и рекомендации.

В любом педагогическом процессе, на основании его закономерностей и принципов, выделяют этапы развития.

Основные этапы развития педагогического процесса:

• подготовка педагогического процесса (подготовительный); • осуществление педагогического процесса (основной); • анализ результатов педагогического процесса (заключительный).

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 12.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot