Особенности построения образовательного процесса на среднем этапе обучения в общеобразовательной школе
Подростковый возраст – это особый этап развития ребенка. Он сопровождается кризисными явлениями, обусловленными изменением психических процессов и гормональной перестройкой организма.
Учащиеся подросткового возраста – это дети от 11 до 14 лет. Их обучение охватывает период обучения в средней общеобразовательной школе.
В этом возрасте у учащихся наблюдается нестабильность функционирования эмоциональной сферы, активное развитие самооценки, выработка потребности в признании, формирование собственных взглядов и идей, желания самоутверждения, формирование самосознания собственного «Я».
Подростковый возраст является чувственным периодом развития. Именно поэтому он сложен, как для самого учащегося, так и для окружающих его людей.
Особенности данного этапа возрастного развития учащегося требуют особых условий построения образовательной деятельности в учебном заведении. К ним относятся:
- Кардинальное изменение методов и форм обучения. Старые методы оказываются неприемлемыми для учащегося. Ему неинтересно просто слушать педагога, а хочется самому разобраться в сути, рассматриваемых понятий и категорий;
- В качестве мотивации к познанию и развитию выступает признание в коллектив учащихся. Этот мотив движет подростком. Они стремятся показать себя в разных направлениях учебной деятельности, посредством получения высоких оценок. Если оценка совпадает с самооценкой учащегося, то это способствует достижению эмоционального баланса в организме подростка;
- Завоевание педагогом авторитета среди учащихся. Подростки склонны воспринимать учебную информацию от авторитетного педагога – справедливого, строгого, обладающего высоким уровнем знаний и профессиональной культуры;
- Использование творческих направлений деятельности в учебно-воспитательной работе. Нестандартные методики преподавания актуальны для данной группы учащихся. Они мотивируют к познанию, активизируют интерес не только к посещению учебного заведения для общения со сверстниками (что преобладает в этот возрастной период), но и интерес к обучению, получению новых знаний и навыков;
- Выбор оптимального стиля педагогического общения. Если стиль неприемлем для учащихся подросткового возраста, то их интерес к обучению будет угасать быстрыми темпами;
- Создание в коллективе учащихся комфортной эмоциональной среды. Конфликты между учащимися развивают отрицательную мотивацию к учебному процессу;
- Проведение профориентации подростков. Здесь, важно учитывать чувственный настрой учащихся, их стремление к романтизму. Подростков не привлекают рабочие профессии. Они желают стать великими, выбирая яркие специальности – космонавты, авиаторы, спасатели и т. д. Им необходимо понимание того, что сфера материального производства не менее важна для развития общества и работники промышленности и сельского хозяйства играют ключевую роль в развитии государства.
Мотивация учебной деятельности приобретает в подростковом возрасте качественно новое состояние. Подросток руководствуется мотивами общественного значения – принесение смысла обществу своими действиями и получение от него признания.
Организация внеурочной деятельности в подростковом возрасте
Следует отметить, что организация интересной и продуктивной внеурочной деятельности является важным условием успешного обучения подростка. Она позволяет направить энергию ребенка в полезную сферу деятельности, ориентированную на формирование познавательной мотивации учащихся.
Условиями организации внеурочной деятельности для учащихся подросткового возраста являются следующие:
- Организация разновозрастных кружков, клубов по интересам, научных сообществ, исследовательских центров в учебном заведении. Обучение в разновозрастной группе позволяет подростку взять на себя разные роли, почувствовать свои возможности, испытать свои силы в разных видах и направлениях деятельности, а также, дать представление о том, к чему еще необходимо стремиться.
- Создание в ходе внеурочных занятий положительного эмоционального фона. Здесь не должно быть принуждения к деятельности. Внеурочная работа ориентирована на удовлетворение разносторонних интересов и потребностей учащихся. Им не хочется испытывать давление, присущее учебной деятельности.
- Использование дидактических игр в ходе обучения. Дидактические игры делают процесс обучения увлекательным и целеориентированным. Они формируют различные навыки у учащихся, расширяют их теоретическую базу знаний, минимизируя перенапряжение от учебного процесса. Обучение в игровой форме повышает степень усвоения учебного материала, позволяет углубить навыки учащихся без особого труда.
- Предоставление учащимся свободы в творческом самовыражении. Во внеурочной деятельности допустимо давать учащимся право выполнять задания, находить решения, опираясь на свое собственное видение, свой взгляд разные стороны и аспекты окружающей действительности. Свобода творческого самовыражения – основа внеурочной деятельности подростков.
- Использование технологий проектного обучения с предоставлением подросткам права выбора партнеров по проекту. Общение выступает основой развития ребенка подросткового возраста. Дети выбирают себе круг общения, опираясь на свои мотивы, потребности, интересы. Если заставить их сотрудничать с учащимися, которые им неинтересны, то это может отрицательно сказаться на их работоспособности, снизить мотивацию к деятельности, интерес к внеурочной работе.
Стоит отметить, что мотивация к познанию является ведущим условием организации образовательного процесса учащихся подросткового возраста. Требует стимулировать интерес к обучению, к познанию, учитывая особенности развития учащихся подросткового возраста и их потенциальные возможности, делая акцент на их признании в коллективе, получения положительной оценки со стороны окружающих.