Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Образование детей подросткового возраста

Особенности построения образовательного процесса на среднем этапе обучения в общеобразовательной школе

Замечание 1

Подростковый возраст – это особый этап развития ребенка. Он сопровождается кризисными явлениями, обусловленными изменением психических процессов и гормональной перестройкой организма.

Учащиеся подросткового возраста – это дети от 11 до 14 лет. Их обучение охватывает период обучения в средней общеобразовательной школе.

В этом возрасте у учащихся наблюдается нестабильность функционирования эмоциональной сферы, активное развитие самооценки, выработка потребности в признании, формирование собственных взглядов и идей, желания самоутверждения, формирование самосознания собственного «Я».

Подростковый возраст является чувственным периодом развития. Именно поэтому он сложен, как для самого учащегося, так и для окружающих его людей.

Особенности данного этапа возрастного развития учащегося требуют особых условий построения образовательной деятельности в учебном заведении. К ним относятся:

  1. Кардинальное изменение методов и форм обучения. Старые методы оказываются неприемлемыми для учащегося. Ему неинтересно просто слушать педагога, а хочется самому разобраться в сути, рассматриваемых понятий и категорий;
  2. В качестве мотивации к познанию и развитию выступает признание в коллектив учащихся. Этот мотив движет подростком. Они стремятся показать себя в разных направлениях учебной деятельности, посредством получения высоких оценок. Если оценка совпадает с самооценкой учащегося, то это способствует достижению эмоционального баланса в организме подростка;
  3. Завоевание педагогом авторитета среди учащихся. Подростки склонны воспринимать учебную информацию от авторитетного педагога – справедливого, строгого, обладающего высоким уровнем знаний и профессиональной культуры;
  4. Использование творческих направлений деятельности в учебно-воспитательной работе. Нестандартные методики преподавания актуальны для данной группы учащихся. Они мотивируют к познанию, активизируют интерес не только к посещению учебного заведения для общения со сверстниками (что преобладает в этот возрастной период), но и интерес к обучению, получению новых знаний и навыков;
  5. Выбор оптимального стиля педагогического общения. Если стиль неприемлем для учащихся подросткового возраста, то их интерес к обучению будет угасать быстрыми темпами;
  6. Создание в коллективе учащихся комфортной эмоциональной среды. Конфликты между учащимися развивают отрицательную мотивацию к учебному процессу;
  7. Проведение профориентации подростков. Здесь, важно учитывать чувственный настрой учащихся, их стремление к романтизму. Подростков не привлекают рабочие профессии. Они желают стать великими, выбирая яркие специальности – космонавты, авиаторы, спасатели и т. д. Им необходимо понимание того, что сфера материального производства не менее важна для развития общества и работники промышленности и сельского хозяйства играют ключевую роль в развитии государства.
«Образование детей подросткового возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Мотивация учебной деятельности приобретает в подростковом возрасте качественно новое состояние. Подросток руководствуется мотивами общественного значения – принесение смысла обществу своими действиями и получение от него признания.

Организация внеурочной деятельности в подростковом возрасте

Следует отметить, что организация интересной и продуктивной внеурочной деятельности является важным условием успешного обучения подростка. Она позволяет направить энергию ребенка в полезную сферу деятельности, ориентированную на формирование познавательной мотивации учащихся.

Условиями организации внеурочной деятельности для учащихся подросткового возраста являются следующие:

  1. Организация разновозрастных кружков, клубов по интересам, научных сообществ, исследовательских центров в учебном заведении. Обучение в разновозрастной группе позволяет подростку взять на себя разные роли, почувствовать свои возможности, испытать свои силы в разных видах и направлениях деятельности, а также, дать представление о том, к чему еще необходимо стремиться.
  2. Создание в ходе внеурочных занятий положительного эмоционального фона. Здесь не должно быть принуждения к деятельности. Внеурочная работа ориентирована на удовлетворение разносторонних интересов и потребностей учащихся. Им не хочется испытывать давление, присущее учебной деятельности.
  3. Использование дидактических игр в ходе обучения. Дидактические игры делают процесс обучения увлекательным и целеориентированным. Они формируют различные навыки у учащихся, расширяют их теоретическую базу знаний, минимизируя перенапряжение от учебного процесса. Обучение в игровой форме повышает степень усвоения учебного материала, позволяет углубить навыки учащихся без особого труда.
  4. Предоставление учащимся свободы в творческом самовыражении. Во внеурочной деятельности допустимо давать учащимся право выполнять задания, находить решения, опираясь на свое собственное видение, свой взгляд разные стороны и аспекты окружающей действительности. Свобода творческого самовыражения – основа внеурочной деятельности подростков.
  5. Использование технологий проектного обучения с предоставлением подросткам права выбора партнеров по проекту. Общение выступает основой развития ребенка подросткового возраста. Дети выбирают себе круг общения, опираясь на свои мотивы, потребности, интересы. Если заставить их сотрудничать с учащимися, которые им неинтересны, то это может отрицательно сказаться на их работоспособности, снизить мотивацию к деятельности, интерес к внеурочной работе.

Стоит отметить, что мотивация к познанию является ведущим условием организации образовательного процесса учащихся подросткового возраста. Требует стимулировать интерес к обучению, к познанию, учитывая особенности развития учащихся подросткового возраста и их потенциальные возможности, делая акцент на их признании в коллективе, получения положительной оценки со стороны окружающих.

Дата последнего обновления статьи: 24.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot