Дополнительное образование – это система образования, ориентированная на удовлетворение разнородных потребностей учащихся, реализуемая по сверхнормативам образовательного материала, не включенного в общеобразовательные программы.
Система дополнительного образования нацелена на всестороннее развитие личности учащегося. Образовательные программы системы дополнительного образования носят ненормированный характер, отвечая потребностям и запросам учащихся. Учащиеся самостоятельно выбирают программы обучения и формируют собственный курс по конкретному направлению.
Современное общество богато многообразием учреждений дополнительного образования. Все они действуют по собственным программам обучения. Если рассматривать опыт работы того или иного кружка системы дополнительного образования, то можно сформировать общее представление об итогах функционирования дополнительного образования за конкретный временной период, определить принципы и формы работы системы дополнительного образования.
Принципы работы педагога в системе дополнительного образования
Обобщая опыт деятельности педагогов при реализации кружковых программ в системе дополнительного образования, следует выделить основные принципы работы педагога. К ним относятся:
- Принцип индивидуальной ориентации. Он означает направленность деятельности на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся и реализацию обучения на основе дифференцированного применения образовательных программ и методов обучения.
- Принцип установления взаимодействия с родителями учащихся. Данный принцип предполагает построение образовательного процесса, изначально основанного на установлении связей с родителями, выявлении их потребностей и ожиданий от итогов кружковой деятельности и привлечение их к совместной образовательной деятельности.
- Принцип доверия. Он предполагает построение доверительных взаимоотношений с учащимися и их родителями. Доверие лежит в основе продуктивной образовательной деятельности и удовлетворения потребностей и интересов учащихся.
- Принцип непрерывного развития. Педагогу дополнительного образования требуется постоянно совершенствовать свои знания и навыки, повышать свое мастерство. Для этого он знакомится с передовым опытом работы системы дополнительного образования, изучает методическую литературу, сам делает методические разработки, применяя творческий подход к делу.
- Принцип поддержания интереса. Процесс обучения должен строится таким образом, чтобы мотивировать детей к познанию, получению новых навыков, реализации своего творческого потенциала. Любое кружковое занятие должно быть интересным, методически грамотно организованным и основываться на доходчивом разъяснении.
- Принцип новизны. Он отражает текущие тенденции социального развития. Кружковая деятельность должна опираться на применение информационно-коммуникативных средств и инновационных форм работы.
- Принцип коммуникации. Он означает необходимость развития навыков общения у всех участников кружковой деятельности. Общение лежит в основе социального развития личности, помогает развивать познание и эмоциональную сферу.
Соблюдение данных принципов кружковой деятельности повышают эффективность реализации образовательного процесса в системе дополнительного образования.
Формы организации кружковой работы
Обобщение педагогического опыта, его распространение и демонстрацию можно реализовывать посредством проведения мастер-классов. Они, также, являются эффективной формой организации образовательного процесса в системе дополнительного образования.
Как способ распространения педагогического опыта деятельности в системе дополнительного образования, мастер-классы способствуют:
- Демонстрации новых педагогических возможностей;
- Передаче новых педагогических идей, используемых в организации кружковой деятельности;
- Передаче опыта педагогической работы;
- Демонстрации инновационных методик организации кружковой деятельности;
- Использованию оригинальных методов реализации содержания учебного материала;
- Активизации творческой ориентации деятельности педагогов системы дополнительного образования.
Как форма организации кружковой деятельности учащихся, мастер-класс позволяет обмениваться идеями и опытом в различной творческой деятельности, конструировании, демонстрировать плоды своего труда, достижения.
Помимо мастер-классов, формами эффективной организации кружковой работы, подтвержденными педагогическим опытом, являются:
- Игровая деятельность. Как правило, игровая деятельность может быть использована в качестве способа организации самого занятия или включена в него, как составной компонент, используемый для расслабления и отдыха учащихся. Хорошо, если игры изготавливаются учащимися самостоятельно(какие-то поделки из бумаги, лото технического и творческого характера и др.). Это повышает интерес к игровой деятельности и развивает творческую направленность образовательного процесса.
- Конкурс – это методическое занятие, базирующееся на показе способа решения педагогической задачи, имеющее творческую направленность. Конкурсы носят соревновательный характер. Они позволяют сравнить творческие работы учащихся, мотивируя их к более качественному и интересному исполнению своих поделок. За лучшую работу победители получают поощрения разного характера.
- Организация выставок работ учащихся. Выставки ориентированы на демонстрацию лучших достижений в творческой и иных видах деятельности. Выставки дают возможность учащимся поделиться результатами своего труда с другими, рассказать историю своей поделки, открытия, совершенные в ее ходе, поделиться опытом деятельности. Выставки позволяют показать родителям и родственникам, друзьям и другим педагогам результаты творческой деятельности кружка.
- Экскурсии. Они необходимы для более полноценного ознакомления учащихся с тем видом деятельности, которым они занимаются. Например, при занятиях в художественных кружках организуется посещение картинных галерей, а при занятиях музыкой – посещение филармоний, театров – оперные выступления и т.д. Экскурсии способствуют развитию любознательности и повышают творческую активность учащихся.