Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Специфика развития речевых функций и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи

Моторные функции детей с общим недоразвитием речи характеризуются такими особенностями, которые приводят к развитию у детей проблем с координацией. Движения становятся неловкими, в некоторых случаях, могут быть замедленными, а в некоторых, напротив, импульсивными.

Нарушения координации приводят с трудностям в повседневной жизни ребенка. Дети испытывают затруднения при самостоятельном питании, поскольку не могут использовать посуду правильно, оказываются не способными к снятию одежды и ее одеванию. Особенно трудным оказывается взаимодействие с пуговицами и шнурками.

Моторная деятельность, а точнее ее нарушения, оказывают непосредственное воздействие на все стороны двигательной активности ребенка, а также прямо влияют на развитие речи.

Если у ребенка имеются проблемы с речью, диагностируется ее общее недоразвитие, то моторика с ее недоразвитием влияет на произносительную сторону речи.

Замечание 1

Чтобы произношение ребенка было правильным: точным и понятным, необходима развитость координации движений речевого аппарата и его компонентов. А недоразвитость моторики приводит к нарушению этой координации и, соответственно, развитию речевых дефектов.

Развитие рук, их моторных функций, напрямую взаимосвязано с развитием мыслительных процессов и речевого аппарата ребенка.

К моменту обучения ребенка с общим недоразвитием речи в школе необходимо развить его моторику, чтобы подготовить его интеллект к новому этапу деятельности. только развитая моторика поможет ребенку в преодолении речевых трудностей и создаст условия для развития его мышления.

Высокий уровень развитости моторных функций ребенка способствует:

  • Развитию логики;
  • Развитию памяти и внимания;
  • Формированию связной и четко поставленной речи;
  • Развитию письменных навыков;
  • Развитию визуального восприятия;
  • Устранению проблем с речевыми дисфункциями, вызванными общим недоразвитием речи.
«Развитие мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 2

Развитие мелкой моторики целесообразно проводить на дошкольном этапе развития ребенка. Это позволит упростить обучение в школе и избежать проблем с развитием устной и письменной речи.

Развитие мелкой моторики ребенка с общим недоразвитием речи ориентировано на решение двух основных задач:

  1. Умственное развитие ребенка и его подготовка к обучению в школе.
  2. Развитие письменной речи ребенка.

Методы развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи

Развитие моторики ребенка актуально начинать с раннего возраста. В этом случае, моторные функции наиболее лучше раскроются и окажут плодотворное воздействие на формирование речевого аппарата.

Еще в грудничковом возрасте можно проводит ребенку массаж пальцев и кистей рук. Для этого используется техника загибания пальцев и массирования ладони от пальцев к запястью. В более взрослом возрасте применяется пальчиковая гимнастика, которую ребенок выполняет путем повторения движений кистями и пальцами рук за педагогом, логопедом или родителем.

К основным методам развития мелкой моторики относятся следующие:

  • Рисование;
  • Конструирование;
  • Сбор пазлов;
  • Выполнение упражнений на контурное обведение объектов на листе бумаги;
  • Работа с ножницами: вырезание фигур различной степени сложности;
  • Вышивка;
  • Вязание;
  • Работа с инструментами – актуально для мальчиков. Предполагает выполнение посильных для их возраста операций с различными техническими инструментами;
  • Перебор мелких объектов: крупы, бисер;
  • Листание страниц книг;
  • Лепка;
  • Игра на музыкальных инструментах;
  • Использование разнообразных дидактических игрушек. Они ориентированы на прокатывание предметов, проведение их через отверстия, нанизывание на нить или веревку, застенивание/растегивание пуговиц, раскладку фигур в формы им соответствующие;
  • Пальчиковая гимнастика. Она может быть реализована в двух основных формах: активная гимнастика и пассивная гимнастика. Активная гимнастика на выполнение разнообразных движений пальцами рук, которые помогают ребенку освоить управление мышцами руки и развить координацию движений. В упражнениях можно применять дополнительное оборудование – предметы, используемые в двигательных упражнения. Что касается пассивной пальчиковой гимнастики, то она представляется в виде массажа, который может быть проведен специалистом, а может выполняться самостоятельно. Он помогает развитию мышц, их активизации, укреплению и поднятию тонуса;
  • Метод «штрих». Он предполагает обведение фигур или трафаретов и их закрашивание разными штрихами. Выполнение штрихов различной степени сложности отлично развивает движения пальцев рук;
  • Пальчиковые игры. Они основываются на специфике пальчикового театра. Дети играют с пальцами, изображая ими разнообразные объекты реального мира. Может быть построена целая сюжетная игра. Так, дети развивают воображение, активизируют работу мозга, снимают психическое и эмоциональное перенапряжение;
  • Методика работы с мячами. Применяется несколько мячей разного размера, материала, цвета, структуры. Педагог формирует разнообразные задания, которые необходимо выполнить ребенку с конкретным мячом. Это помогает развить лексическую сторону речи ребенка, создает основы грамматического строя речи, за счет развития мышечной чувствительности, тактильного восприятия.

Условия эффективной работы по развитию моторики ребенка с ОНР

Чтобы работа по развитию мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи была плодотворной, необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Игры должны применяться в сочетании с иными упражнениями, ориентированными на развитие пальцев рук ребенка;
  2. Развитие моторики должно производиться систематически и регулярно. Необходимо выбирать оптимальное время для проведения занятий в течение дня и их продолжительность;
  3. Мотивировать детей к принятию участия в данной деятельности через ее организацию в игровой форме;
  4. Использовать методы, ориентированные на задействование максимального количества пальцев рук и предполагающие энергичное выполнение упражнений;
  5. Действовать от простого к сложному. Начинать нужно с выполнения простых упражнений, постепенно их усложняя.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot