Педагогика как самостоятельное научное знание
Педагогика занимается исследование следующих процессов, которые лежат в основе данной науки и определяют направления ее развития:
- Воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личностное развитие индивида, ориентированный на привитие системы ценностных ориентаций, нравственных ориентиров деятельности, освоение опыта поколений в области реализации различных направлений деятельности и закономерностей их совершения, формирование взглядов, убеждений, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка. Воспитание охватывает определенный временной промежуток: с рождения ребенка по достижении им совершеннолетия. В это время, происходит воздействие на формирование психических процессов, обеспечивающих полноценное развитие организма и усвоение норм социального поведения. Также, воспитание ориентировано на осуществление личностной социализации т.е. адаптации человека к социальной среде и формированию навыков социального взаимодействия.
- Обучение – это целенаправленный процесс по развитию интеллекта учащегося, способствующий формированию системы знаний и навыков в различных видах и направлениях деятельности, развитию умственных способностей и раскрытию интеллектуального потенциала личности. Обучение акцентирует свое внимание на активизации познавательной заинтересованности учащихся.
- Развитие – это направленный процесс преобразований личности, связанный с раскрытием ее природного потенциала, качественными изменениями свойств и способностей, а также приобретение новых знаний и навыков деятельности.
Все эти компоненты неразрывно связаны между собой. Образование невозможно без воспитания, а воспитание без обучения и развития.
Как наука, педагогика занимается исследованием сущности, закономерностей, тенденций и перспектив развития образовательной системы, педагогического процесса и его участников.
Данные исследования формируют теорию педагогики, включающую методы, формы и технологии реализации образовательного процесса на всех уровнях и стадиях его реализации.
Педагогика занимается изучением следующих направлений:
- Целевое назначение обучения, воспитания и развития т.е. педагогика определяет для его необходимо давать детям образование, воспитание и способствовать их личностному развитию.
- Содержание обучения, воспитания и развития. Педагогика определяет, что должно входить в программу обучения, воспитания и, что поможет личностному развитию учащихся.
- Определение форм и методов, технологий обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Педагогика определяет каким образом реализовывать эти процессы, чтобы достичь максимального эффекта, реализовать целевое назначение обучения, воспитания и развития.
Объект и предмет педагогики
Объектом педагогики выступают:
- Процесс обучения, как целенаправленная и осознанная деятельность, охватывающая педагога и учащегося, ориентированная на интеллектуальное развитие обоих субъектов;
- Процесс воспитания, как целенаправленная и осознанная деятельность по формированию социальных и нравственных ориентиров деятельности;
- Процесс развития, как двусторонний процесс создания новых личностных качеств и преобразование старых всех участников образовательного пространства.
предмет педагогики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Объект и предмет педагогики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Если объединить все эти компоненты в единое целое, то можно сказать, что объектом педагогики выступают процессы и явления окружающей действительности, в ходе которых осуществляется определенная социальная деятельность и реализуется личностное развитие каждого индивида, участвующего в ней.
Предметом педагогики выступает разнообразие факторов и условий личностного развития учащихся, технологий осуществления реализации учебно-воспитательной работы и закономерностей всестороннего личностного развития субъектов образовательной деятельности.
Предметом педагогики выступает процесс образования, воспитания и развития учащихся, как единый целенаправленный системный процесс, организуемый в конкретных институтах, с конкретными целями и, наполненный определенным содержанием.
Педагогическая действительность
Педагогическая действительность – это часть действительности мира, входящая в состав педагогической работы.
Педагогическая действительность охватывает субъектов педагогического процесса, приемы и методы педагогической деятельности, цели и задачи педагогики и процессов обучения, воспитания и развития, содержание обучения и образовательных программ, методы и технологии реализации педагогической деятельности, приемы и формы прохождения педагогического процесса, способы познания и способы воспитания, направления развития субъектов педагогического процесса.
Педагогическая действительность выступает объектом исследования педагогической науки. Однако, она может рассматриваться не только с научной точки зрения, но и как обыденное познание т.е. познание, реализуемое стихийным путем, а также, как художественно-образный процесс осуществления педагогических процессов и явлений.
Педагогическая действительность, как объект педагогического исследования, реализуется в следующих формах познания:
- Научное познание т.е. научное отражение, видение окружающего мира с точки зрения научных теорий и понятий. Научное исследование связано с целенаправленным изучение педагогической действительности и выдвижением на его основе теорий и концепций педагогической науки.
- Художественное творчество т.е. описание личностного опыта через личностное осмысление, через создание в сознании художественного образа окружающего мира, его восприятие и воссоздание через художественное творчество, художественное обобщение и представление в трудах педагогов-авторов.
- Стихийно-эмпирическое познание. Оно отражает обыденное исследование окружающего мира, когда педагог не ставит перед собой задач познания и изучения окружающей действительности, но исследует педагогический процесс в ходе его практической реализации. Процесс создания педагогической теории формируется сам собой, без научных размышлений, а из реальной педагогической практики. Такие знания носят побочный характер и получаются, как бы сами собой.
Рисунок 2. Педагогическая действительность. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ