Сущность и значимость развития регулятивных УУД
Универсальные учебные действия (УУД) – это система разнообразных учебных действий ученика, позволяющая ему самостоятельно осваивать новую учебную информацию, получать знания об окружающем мире, применять их в практической деятельности, а также использовать с целью совершенствования организации собственной образовательной деятельности.
Одной из основных целей современной системы образования является формирование у учащихся навыков по самообразованию, самовоспитанию, самоорганизации и самосовершенствованию. То есть, обучение предполагает не только получение определенных научных знаний, но и выработку умений и навыков, необходимых для успешной учебы. Достижение данной цели видится в формировании у учащихся, на протяжении всего образовательного процесса, регулятивных универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД – это процесс самоуправления учебной и познавательной деятельностью, направленной на обеспечение умения организовать любой вид человеческой деятельности.
С целью формирования у учащихся регулятивных УУД педагогами образовательных учреждений организуется целенаправленная работа, в рамках которой ученики учатся самостоятельно принимать решения, формулировать и ставить учебные цели, планировать собственные действия и осуществлять их пошаговый контроль, оценивать полученный результат. Кроме того, в данной работе большое значение имеет формирование у учащихся адекватной реакции на оценку учителя. Так, в случае получения низкой или отрицательной оценки, ученик должен испытывать стремление исправить ее, повысить свои знаний и умения, то есть стремиться преодолеть препятствие.
Универсальность регулятивных УУД заключается в том, что при создании определенного продукта, требования предъявляются не к создателю, а непосредственно к полученному продукту. Это обусловлено тем, что без сформированных у учащегося регулятивных УУД, невозможно осуществить процесс обучения на должном сознательном уровне.
Структура регулятивных УУД
Значимость регулятивных УУД заключается в том, что именно они способны обеспечить учащимся необходимый уровень организации их учебной деятельности.
В структуру регулятивных УУД входят:
- Целеполагание – умение самостоятельно сформулировать и поставить учебную цель, на основании соотнесения того, что уже усвоено и известно учащемуся и того, что он еще не знает.
- Планирование – умение на основании поставленной цели определить последовательно действий, сформулировать промежуточные цели и задачи, составить план собственных действий, спрогнозировать ожидаемый результат.
- Контроль – осуществление мониторинга своих действий и их соотнесение с запланированными действиями (планом), установление отклонений.
- Коррекция – выявление причин отклонений, их своевременное устранение, внесение необходимых корректив и выполнение дополнительных действий, нужных для получения ожидаемого конечного результата.
- Оценка – это умение адекватно оценить полученный результат, выделить то, что было усвоено на должном уровне, а что еще необходимо усвоить или доработать.
- Саморегуляция – умение мобилизовать свои силы и энергию на выполнение определенных действий, необходимых для получения ожидаемого результата. Сюда же относится волевое усилие, которое учащийся применяет для преодоления препятствий (не только в учебе, но и в повседневной жизни).
Нетрадиционные приемы, используемые для осуществления оценки регулятивных УУД
В настоящее время современная парадигма отечественного образования направлена на реализацию в процессе обучения и воспитания системно-деятельностного подхода. Данный подход предусматривает не только получение учащимися необходимых учебных и научных знаний, умений и навыков, но и освоение регулятивных УУД, необходимых для последующего обучения в иных учебных заведениях, а также для осуществления самообразования и самовоспитания на протяжении всей жизни. Регулятивные УУД находятся в тесной взаимосвязи с активными действиями учащихся.
С целью развития регулятивных УУД используются различные средства, которые принято подразделять на традиционные и нетрадиционные.
К нетрадиционным средствам развития регулятивных УУД относятся:
Дебаты – это публичный обмен мыслями и идеями по определенному вопросу или ситуации.
Предварительно педагог дает учащимся тему, которая должна быть актуальна и интересна, консультирует и направляет в процессе подготовки. Однако сам процесс дебатов проходит без его активного участия, педагог выступает в качестве ведущего. Учащиеся по очереди выступают по заданному вопросу, высказывают свою точку зрения, приводят аргументы. Это позволяет сформировать умение самостоятельно находить и анализировать информацию, представлять ее в переработанном виде, аргументировано отстаивать свою точку зрения, размышлять, сопоставлять и т.д.
Создание проектов – это самостоятельная работа учащегося по заданной теме, проблеме или ситуации, в ходе которой он осуществлять сбор необходимой информации, систематизирует и анализирует ее, а затем представляет публике в виде доклада, презентации, реферата и т.д. Работа над проектом формирует у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, находить нужную и представлять ее заданном формате.
Кейс – технология – это разработанные педагогом разные по виду и задания практические задания, представляемые в виде совокупности. Их решение позволяет постепенно овладевать новой информацией, а также проверять на прочность свои знаний, формировать умения их применения на практике.
Составление кроссвордов – с целью закрепления пройденного материала, учащиеся составляют разные по форме и сложности кроссворды. Такой творческий подход помогает не только разнообразить учебный процесс, но и выработать у учащихся умение работать с учебной информацией, представлять ее в нестандартном виде, подходить к выполнению задания креативно.
Конкурсы, олимпиады – организуются с целью проверки знаний учащихся, а также демонстраций умения применять их на практике. В конкурсах и олимпиадах учащиеся могут принимать участие как индивидуально, так в составе группы. Данный вид деятельность способствует формированию умения работать в группе, принимать решения, преодолевать препятствия и т. д.