Общие сведения о нестандартных уроках
Нестандартный урок – оригинальная, интересная форма предоставления учебного материала на занятии, призванная наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учеников интерес к самообучению, стремление к творчеству, умение небанально мыслить и самовыражаться.
Выделяют несколько десятков видов нестандартных уроков, которые имеют одну цель – отработать новые методы, формы, приемы и средства обучения, что приводит к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.
Нетрадиционные уроки используют импровизированно, в качестве уроков-одиночек, которые не обладают явной связью с ранее проведенными уроками. Целевыми установками таких уроков не предусмотрено обязательное получение новых знаний и умений.
К основным задачам нетрадиционных уроков относят:
- общекультурное развитие;
- личностное развитие;
- развитие познавательные мотивов, инициативы и интересов учащихся;
- формирование умения учиться;
- развитие коммуникативной компетентности;
- создание условий для творческого поиска.
Основные принципы, на которых основано построение нестандартного урока:
- отказаться от шаблонов при организации урока;
- максимально вовлекать учеников класса;
- не развлекать детей, а занять их и увлечь, чтобы урок приобрел позитивный эмоциональный тон;
- поддерживать альтернативность множества мнений;
- развивать на уроке функцию общения;
- дифференцировать учащихся по учебным возможностям, способностям, интересам и склонностям.
Признаками нетрадиционного урока являются:
- наличие элементов нового и познавательного;
- использование внепрограммного материала;
- организация коллективной деятельности, сочетающейся с индивидуальной работой;
- достижение эмоционального подъема учащихся в процессе выполнения творческих заданий;
- обязательное проведение самоанализа при подготовке к уроку, на уроке и по его окончании;
- создание из обучающихся инициативной группы.
Подготавливая нетрадиционный урок, необходимо учитывать, что такие уроки должны использоваться в качестве итоговых, в момент обобщения и закрепления знаний, умений и навыков учеников. Излишне частое обращение к такого рода формам организации учебной деятельности нецелесообразно, так как это может вызывать потерю устойчивого интереса к учебному предмету и целостному процессу учения.
Не следует недооценивать степень подготовленности к нестандартным урокам, так как для успешного проведения нетрадиционного урока, необходима тщательная подготовка.
Выбирая форму нетрадиционного урока, учитель должен учесть особенности своего темперамента и характера, степень подготовленности и специфические особенности целостной группы и отдельных учащихся.
Этапы проведения нестандартных уроков
Проведение нестандартного урока предполагает прохождение двух этапов:
- Подготовительный этап. В подготовке урока активная позиция принадлежит учителю, так как именно им составляется план-конспект, изготавливаются наглядные пособия и раздаточный материал. Также в подготовке могут быть задействованы учащиеся, которые делятся на группы и получают опережающие задания: готовят сообщения, составляют вопрос, кроссворды, викторины и пр.;
Собственно урок, который может быть разбит на три стадии:
- первая стадия – предпосылка формирования и развития мотивационной сферы учащихся, в которой ставятся проблемы и выясняется степень готовности решать их, находить пути достижения целей урока. Намечаются ситуации, которые помогут в решении познавательных, развивающих и воспитательных задач. Мотивационная сфера развивается тем эффективнее, чем более результативно был проведен период подготовки: насколько качественно учащиеся выполнили предварительные задания, что влияет на их интерес к будущей работе. Проводя урок, учителю необходимо учитывать отношение учеников к оригинальной форме урока, их уровень подготовленности, возрастные и психологические особенности;
- вторая стадия – сообщение нового материала ученикам и формирование знаний в различных нестандартных формах организации их мыслительной активности;
- третья стадия – посвящена формированию умений и навыков. Работа учащихся осуществляется посредством творческой поисковой деятельности, направленной на решение новых проблем, углубление и расширение ранее усвоенного объема знаний. Обычно контроль не выделяется по времени, а растворяется в каждом предшествующем этапе.
При анализе нетрадиционных уроков, следует оценивать и итоги обучения и воспитания, развития учеников, а также картину общения – эмоциональный тонус урока – не только в общении педагога и учащихся, но и в общении учащихся между собой, а также отдельных рабочих групп.
Достоинствами нетрадиционных уроков можно считать то, что они восполняют недостатки репродуктивных методов:
- недостаточную дифференциацию;
- мобильность структуры;
- формирование субъективных отношений посредством активизациидеятельности учащихся не только на уроках, но и во время его подготовки;
- изменение эмоционального фона урока;
- оценка знаний учащихся на каждой стадии урока.
Трансформация традиционных способов организации урока: лекции-парадоксы, парные опросы, опросы по цепочке, экспресс-опросы, уроки-зачеты, уроки-консультации, телеуроки.
Однако при слишком частом использовании таких форм организации уроков, отмечается потеря устойчивого интереса к учебной активности по конкретному предмету, и целостному процессу обучения.
Нестандартные уроки должны быть использованы в качестве итоговых при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учеников.
Выбирая формы нестандартных уроков, преподаватель должен учитывать ряд особенностей своего характера и темперамента, степень подготовленности учеников и специфические особенности отдельных учащихся.
Проводя нестандартные уроки, следует основываться на принципе «с детьми и для детей», рассматривая в качестве основной цели воспитание учеников в атмосфере добра, творчества и радости.