Понятие мотива поведения и разновидности мотивов дошкольника
Мотив поведения – это импульс к выполнению какого-либо действия, необходимого для удовлетворения потребностей, достижения какой-то поставленной цели или задачи, решения проблемы, реализации своего интереса.
В основе развития мотивов ребенка дошкольного возраста лежат его естественные потребности. Они определяют направленность его деятельности, формирование интересов, идей, убеждений и установок. Благодаря мотивам поведения реализуется развитие ребенка. Дети стремятся к конкретным направлениям деятельности. В ходе ее реализации и удовлетворения потребностей ребенка происходит развитие его познавательной сферы, усвоение нравственных принципов поведения, формируются новые навыки деятельности, укрепляются и углубляются теоретические знания и практические навыки дошкольника.
Мотивационная сфера деятельности ребенка активно развивается на всем протяжении дошкольного этапа. В старшем дошкольном возрасте формируются новые мотивы поведения, которые определяют мотивацию дошкольников к переходу на новую ступень своего обучения, воспитания и развития, новый этап свой жизнедеятельности – обучение в школе.
К основным мотивам поведения ребенка старшего дошкольного возраста можно отнести следующие:
- Мотивы подражания. Они отражают интерес ребенка к миру взрослых и его желание подражать их поведению, действовать так же, вести себя, как взрослый в той или иной ситуации.
- Мотивы коммуникативного взаимодействия. Эти мотивы отражают желание ребенка сформировать положительную систему коммуникации с представителями разных возрастных категорий граждан: это могут быть, как взрослы – педагоги, родители, иные родственники, так и сверстники. Эти мотивы направляют поведение ребенка, ориентируя его на завоевание симпатии других людей по отношению к нему, уважения и желания общаться с ним. Это заставляет ребенка действовать по правилам поведения в социальной среде, уважать чужое мнение, взгляды, идеалы, считаться с оценками других людей.
- Игровые мотивы. Они связаны со стремлением ребенка принимать участие в игровых действиях, играть в разнообразные игры. Это обуславливает изучение и выполнение ребенком игровых правил, формирование навыков взаимодействия с другими участниками игры.
- Мотивы самореализации и самоутверждения. Эти мотивы заставляют старшего дошкольника действовать таким образом, чтобы его уважали другие люди, восхищались им, хвалили его, хотели исполнить его желания и прислушивались к его взглядам.
- Познавательные мотивы. Они начинают активно развиваться именно в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок ориентирует свою деятельность на усвоение содержания учебной дисциплины. Эти мотивы способствуют усвоению новых знаний ребенком и способов их получения.
- Нравственные мотивы. Они отражают нравственные установки и принципы ребенка, его духовные ценности и идеалы. Мотивы изменяются по мере развития ребенка и осознанного усвоения им моральных норм. Поведение ребенка, под действием нравственных мотивов, отражает его отношение к себе и к другим людям, осознание значимости своих поступков и поведенческих реакций, развитие умения контролировать свое поведение.
- Социальные мотивы. Они отражают стремление ребенка действовать на благо и удовлетворение не только своих потребностей, а для принесения пользы всему обществу. Мотивы формируют у дошкольников чувство долга и стремление нести ответственность за свое поведение и свою деятельность. Кроме того, они отражают жизненную позицию ребенка, его стремление к занятию определенного места в социальной сфере.
Мотивация старших дошкольников
Мотивы поведения детей старшего дошкольного возраста характеризуются их расширением и усложнением. Они, в большей степени, ориентированы на развитие познавательной сферы деятельности ребенка и отражают стремления дошкольников к познанию, расширение своих познаний в той или иной области, желание изучать окружающий мир и расширять свой кругозор.
Ведущими принципами формирования мотивации старших дошкольников являются следующие:
- Принцип эмоциональности. Он означает, что познавательная деятельность должна быть интересна и увлекательна для ребенка. Занятия ею должны вызывать положительные эмоции. А это требует активного участия взрослого в процесс познания ребенка.
- Принцип развития любознательности. Любознательность ребенка необходимо развивать. Поэтому, процесс познания требует мотивации. Ребенка необходимо привлечь к этой деятельности, чтобы активизировать его любознательность.
- Принцип инициативы. Он означает, что инициативы к познанию должна исходить от взрослого и передаваться ребенку. Поскольку, в старшем дошкольном возрасте, дети еще стремятся к подражанию поведения взрослых, то и познание возможно на основе подражания.
- Принцип безоценочности. Процесс познания, его итоги не должны быть оценены. Это может разрушить познавательные мотивы ребенка и заставить его действовать совершенно по-другому.
- Принцип развития активности ребенка. Педагогу и родителям необходимо поддерживать ребенка в развитии их активности в различных направлениях. Нельзя подавлять любопытство ребенка. Интересам ребенка требуется уделять особое внимание. Кроме того, исследовательской деятельности детей, проведению экспериментов отводится огромная роль в развитии познавательных мотивов. Познание должно опираться на практику. Только самостоятельная исследовательская работа, проведение экспериментов поможет ребенку в осознании значимости познавательной деятельности, разовьет его интерес к ней.
Содержание учебной информации должно отвечать потребностям ребенка. Сама информация не имеет никакого значения для дошкольника, а значит и не способствует мотивации к обучению.
В этой связи, учебный материал должен быть привлекательным для ребенка, преподнесен в аналитической форме, а также дополнен занимательными вопросами, загадками, возможно, игровыми моментами. Это поможет в эффективном становлении мотивации к познанию ребенка старшего дошкольного возраста.